По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 10.10.2014 N 1734 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в Ленинск-Кузнецком городском округе"



АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2014 г. № 1734

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
В ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в Ленинск-Кузнецком городском округе.
2. Отделу информатизации (С.О.Долгов) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы города по экономике, промышленности и финансам К.А.Тихонова.

Глава города
В.Н.ТЕЛЕГИН





Утверждена
постановлением администрации
Ленинск-Кузнецкого городского округа
от 10 октября 2014 г. № 1734

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА В ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в Ленинск-Кузнецком городском округе (далее - Программа) разработана в целях реализации задач, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, достижение которых призвано повысить качество управления муниципальными финансами.

I. Итоги реализации Программы по повышению эффективности
бюджетных расходов Ленинск-Кузнецкого городского округа
на период до 2013 года

В 2010 - 2013 годах развитие бюджетной системы городского округа осуществлялось в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов города Ленинска-Кузнецкого, утвержденной постановлением администрации города Ленинска-Кузнецкого от 18.08.2010 № 1071 (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
По большинству направлений ее реализации были достигнуты существенные результаты.
В Ленинск-Кузнецком городском округе проводился комплекс мер по мобилизации собственных доходных источников, а также пересмотру и отказу от неприоритетных расходных обязательств в рамках следующих программных документов:
План мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет Ленинск-Кузнецкого городского округа на 2011 - 2013 годы, утвержденный постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 20.07.2011 № 1009;
план мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ, утвержденный приказом финансового управления города Ленинска-Кузнецкого от 30.09.2011 № 35.
С целью сокращения дефицита бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа (далее - бюджет городского округа) объявлен мораторий на установление льгот по уплате налогов и сборов в 2014 - 2016 годах за исключением льгот, установленных решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа, принятым и опубликованным до 01.01.2014.
В настоящее время на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа действуют льготы по налогу на имущество физических лиц, установленные постановлением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.10.2005 № 26 "О введении в действие налога на имущество физических лиц на территории г. Ленинска-Кузнецкого", земельному налогу, установленные постановлением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.10.2005 № 27 "О введении в действие земельного налога на территории города Ленинска-Кузнецкого", в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета городского округа и в отношении отдельных групп населения (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот, которые получают пенсию по потере кормильца и имеют жилые помещения).
Постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 20.03.2012 № 426 утвержден Порядок оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа, согласно которому оценка эффективности налоговых льгот не производится в отношении налоговых льгот физическим лицам и муниципальным учреждениям, финансируемым из бюджета городского округа.
На постоянной основе осуществляется мобилизация дополнительных доходов в бюджет городского округа в рамках штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики Ленинск-Кузнецкого городского округа. В 2013 году на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа проведено 16 заседаний штабов по финансовому мониторингу с участием 102 предприятий. В результате деятельности штабов погашена задолженность по заработной плате на сумму 5673 тыс. рублей, задолженность по платежам во все уровни бюджетов сокращена на 29801,5 тыс. рублей, во внебюджетные фонды - на 39919,6 тыс. рублей.
В Ленинск-Кузнецком городском округе на постоянной основе проводится работа по расширению налогооблагаемой базы за счет постановки на налоговый учет объектов капитального строительства, земельных участков, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нарушением налогового законодательства, выявлению и повышению налогового потенциала. За 2010 - 2013 годы выявлено и поставлено на налоговый учет 2822 земельных участка и 1565 объектов капитального строительства. В настоящее время продолжается совместная работа комитета по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа, администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, налоговых органов и органов кадастрового учета в рамках плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании бюджета городского округа на 2013 - 2014 годы.
В Ленинск-Кузнецком городском округе для расширения налогооблагаемой базы ведется системная работа по улучшению инвестиционного климата, налажено взаимодействие органов местного самоуправления с инвесторами, совершенствуются правовые, материальные и организационные условия ведения бизнеса.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Ленинск-Кузнецкого городского округа распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.12.2010 № 1026-р "О создании зоны экономического благоприятствования на территории муниципального образования "Город Ленинск-Кузнецкий" на территории муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ созданы зоны экономического благоприятствования промышленно-производственного типа "Северная промзона".
Между Коллегией Администрации Кемеровской области и администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа заключено соглашение, в котором определены границы и сроки функционирования зоны экономического благоприятствования, формы и объемы участия сторон в создании и функционировании зоны экономического благоприятствования, формы поддержки на областном и муниципальном уровне. Таким образом, в качестве перспективной площадки развития экономики городского округа определена "Северная промзона". Управляющей компанией зоны экономического благоприятствования является Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства г. Ленинска-Кузнецкого. Планом развития зоны экономического благоприятствования предусмотрена реализация инвестиционных проектов, утвержденных Комплексным инвестиционным планом модернизации моногорода Ленинска-Кузнецкого: "Строительство завода по выпуску современных конвейерных систем" (ООО "Транспортные системы"), "Производство конвейерных лент" (ООО "Кольчугинская химическая компания"), "Завод по переработке отработанных масел" (ООО "Центр регенерации масел").
В 2012 году реализован инвестиционный проект "Утилизация и переработка крупногабаритных и массовых шин". Общая стоимость проекта - 164,0 млн. рублей. На предприятии установлено новейшее оборудование, которое способно измельчать шину весом пять тонн путем механического многоступенчатого способа переработки.
В настоящее время резидентами зоны ООО "Транспортные системы" и ООО "СибЭкоПром-Н" освоено 267,1 млн. рублей и создано 92 новых рабочих места.
Постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 11.02.2014 № 215 утвержден план мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Ленинск-Кузнецкого городского округа на 2014-2016 годы с учетом требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
Постоянно обновляется информация на официальном сайте Кемеровской области "Инвестиционный портал". В городе имеются 4 инвестиционные площадки.
В целях организации работы с инвесторами по принципу "одного окна" заключено соглашение с ГКУ Кемеровской области "Агентство по привлечению и защите инвестиций". В 2011 году утвержден инвестиционный уполномоченный.

II. Цель и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа, повышение качества управления муниципальными финансами.
Ожидаемыми основными результатами реализации Программы являются снижение дефицита бюджета городского округа, обеспечение повышения уровня собираемости налогов и сборов, в том числе за счет снижения задолженности по налогам и сборам в бюджет городского округа, перевод большей части расходов бюджета городского округа на принципы программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности использования бюджетных средств, выявление резервов бюджетных средств для реализации бюджетной политики в части исполнения указов Президента Российской Федерации о повышении заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, соблюдение ограничений по объемам муниципального долга бюджета городского округа, расходов на его обслуживание, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, создание условий, способствующих сокращению объемов наращивания долговых обязательств, обеспечение соответствия стандартам открытости (прозрачности) процессов формирования и исполнения бюджета городского округа.
Основными задачами бюджетной политики Ленинск-Кузнецкого городского округа в сфере реализации Программы являются:
развитие программно-целевых методов управления муниципальными финансами;
выработка и внедрение в практику своей деятельности новых управленческих решений и подходов;
сокращение разрывов между расходными полномочиями и доходными источниками;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;
выявление и сокращение малоэффективных, а также неприоритетных бюджетных расходов;
повышение качества управления муниципальными финансами.
Органам местного самоуправления необходимо провести анализ финансового обеспечения публичных нормативных обязательств, осуществить разработку и утверждение критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения муниципальных заданий и обеспечить финансирование бюджетных учреждений в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
Программа призвана создать условия для устойчивого исполнения бюджета городского округа, а также обеспечить финансирование первоочередных социальных расходов в целях недопущения ухудшения социально-экономической ситуации.

III. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджета городского округа

В последние годы устойчивость бюджета городского округа несколько снизилась. Сокращение доходов бюджета городского округа - это реальность. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 594 - 606.

1. Управление доходами

Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета городского округа является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Основное внимание уделяется:
развитию налогового потенциала;
повышению достоверности планирования доходов бюджета городского округа;
повышению эффективности нормативно-правовой базы в области налогов и сборов;
оценке эффективности применения налоговых льгот и иных налоговых преференций, имеющих стимулирующий характер и направленных на решение определенных задач;
повышению эффективности мероприятий по управлению и использованию имущественного и земельного комплекса;
сокращению имеющейся недоимки по платежам в бюджет городского округа.
С учетом этого в рамках Программы представляется необходимым реализовать меры, позволяющие обеспечить эффективное использование доходов бюджета городского округа и их направление на решение поставленных задач, в том числе:
обеспечение благоприятного климата для привлечения инвестиций, повышение уровня заработной платы;
проведение оценки и анализа причин отклонений, утвержденных на соответствующий финансовый год доходов бюджета от фактических параметров;
формирование нормативно-правовой базы о налогах и сборах с учетом стимулирования динамичного и равномерного социально-экономического развития Ленинск-Кузнецкого городского округа (налогового потенциала), поддержки инвестиций, социально незащищенных категорий граждан и приоритетных направлений деятельности;
обеспечение актуализации перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования;
проведение проверок использования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждений, органов местного самоуправления, а также переданным в установленном порядке иным лицам, выявление и изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;
проведение регулярной муниципальной кадастровой оценки земель с целью обеспечения максимального соответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости;
проведение комплекса мероприятий по упорядочению землепользования, пересмотру ставок (размеров) арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, с целью обеспечения максимального соответствия размеров земельных платежей рыночному уровню;
обеспечение высокого уровня информированности налогоплательщиков в части исполнения ими обязанности по уплате налогов и продолжение работы в рамках штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики городского округа.

2. Развитие муниципальных программ как основного
инструмента повышения эффективности бюджетных расходов

В результате внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации созданы условия для интеграции в бюджетный процесс муниципальных программ, являющихся инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и создающих условия для повышения качества бюджетного планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Внесенные изменения позволили осуществить переход к формированию (начиная с 2014 года) бюджета на основе программно-целевого принципа, что является важным этапом реализации мер повышения эффективности бюджетных расходов и повышения качества бюджетного планирования.
С точки зрения организации бюджетного процесса муниципальные программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся:
четкая формулировка цели муниципальной программы, соответствующей приоритетам муниципальной политики, полномочиям в сферах ответственности органов местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого городского округа;
описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации муниципальной программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
наличие системы показателей для измерения результатов реализации муниципальной программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых для предварительной, текущей и завершающей оценки муниципальной программы;
обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов муниципальной программы, оценки внешних условий и рисков для реализации муниципальной программы.
Так, чтобы перейти к программному бюджету в городском округе была полностью разработана и утверждена правовая база формирования бюджета городского округа в разрезе муниципальных программ. Постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 24.12.2012 № 2069 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ" (в редакции постановлений от 30.07.2013 № 1222, от 24.10.2013 № 1695), утвержден Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ. Все муниципальные программы разработаны и утверждены до начала формирования бюджета городского округа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Решение Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 19.12.2013 № 145 "О бюджете Ленинск-Кузнецкого городского округа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" содержит помимо ведомственной и функциональной структур расходов бюджета городского округа, программную структуру (распределение бюджетных ассигнований по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности).
Бюджет городского округа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в программной структуре расходов на основе 18 муниципальных программ Ленинск-Кузнецкого городского округа. В рамках муниципальных программ сформированы расходы бюджета городского округа:
на 2014 год 90,9%, или 2456192,2 тыс. рублей;
на 2015 год 90,0%, или 2460716,0 тыс. рублей;
на 2016 год 90,4%, или 2460694,3 тыс. рублей.
В рамках непрограммных направлений деятельности сформированы расходы бюджета городского округа:
на 2014 год в сумме 244647,0 тыс. рублей;
на 2015 год в сумме 272858,0 тыс. рублей;
на 2016 год в сумме 262354,7 тыс. рублей.
В то же время конечная эффективность программного бюджета зависит от качества муниципальных программ, механизма контроля за их реализацией. Часть муниципальных программ нуждается в доработке. Прежде всего, необходимо обеспечить взаимосвязь поставленных целей с мероприятиями муниципальных программ Ленинск-Кузнецкого городского округа.

3. Повышение эффективности бюджетных расходов

В целях обеспечения сбалансированности бюджета городского округа на 2014 - 2016 годы продолжена работа по выявлению и использованию возможности оптимизации бюджетных расходов и перераспределению высвобождающихся ресурсов на решение приоритетных задач бюджетной политики, в первую очередь на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 594 - 606 в условиях ограничения роста бюджетных расходов, не обеспеченных доходными источниками.
Основной задачей Программы является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
повышения объективности и качества бюджетного планирования;
повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
участия, исходя из возможностей бюджета городского округа, в реализации государственных программ Российской Федерации, областных программ Кемеровской области и мероприятий, софинансируемых из федерального и областного бюджетов;
повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления, в том числе за счет стимулирования их деятельности на достижение наилучших результатов.
В целях повышения эффективности управления бюджетными ресурсами необходимо создать систему анализа эффективности бюджетных расходов.
Система анализа эффективности бюджетных расходов должна основываться на анализе эффективности бюджетных расходов на всех этапах бюджетного процесса. Анализ эффективности бюджетных расходов необходимо осуществлять в отношении всех мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета городского округа, в процессе формирования проекта бюджета городского округа, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к формированию бюджета городского округа исходя из порядка и методики планирования бюджетных ассигнований бюджета городского округа на очередной финансовый год и на плановый период.
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Для планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств учитываются данные реестров расходных обязательств органов местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого городского округа, представляемых ими в финансовое управление города Ленинск-Кузнецкого в соответствии с Порядком ведения реестра расходных обязательств Ленинск-Кузнецкого городского округа, утвержденным постановлением администрации города Ленинск-Кузнецкого от 26.02.2007 № 192 "О порядке ведения реестра расходных обязательств города Ленинск-Кузнецкого" (в редакции постановления от 25.12.2007 № 1778).
Бюджетная политика в сфере расходов направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств по решению вопросов местного значения, а также на реализацию переданных отдельных государственных полномочий, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
При этом в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств необходимо осуществлять перераспределение бюджетных ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Это позволит определить наличие ресурсов для обеспечения принимаемых расходных обязательств с учетом приоритетов социально-экономической политики Ленинск-Кузнецкого городского округа и обеспечения реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 594 - 606.
В качестве приоритетных, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 594 - 606 задач, определены следующие направления расходов:
1. В сфере образования - обеспечение доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как институтов социального развития, направленная на достижение современного качества учебных результатов, создание равных возможностей для получения современного качественного образования;
обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;
совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей и молодежи, обеспечение условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации;
создание необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
организация отдыха и оздоровления детей и подростков;
сохранение и развитие сложившейся в Ленинск-Кузнецком городском округе системы социальной поддержки субъектов образовательного процесса.
Финансовые ресурсы будут направлены прежде всего на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Безусловным приоритетом будет являться решение задач по поэтапному повышению оплаты труда:
педагогических работников образовательных учреждений общего образования до уровня средней заработной платы в регионе;
педагогических работников образовательных учреждений дошкольного образования до уровня средней заработной платы в сфере общего образования;
педагогических работников учреждений дополнительного образования до уровня средней заработной платы учителей;
педагогических работников учреждений по работе с детьми-сиротами, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования к 2018 году до средней заработной платы в регионе.
2. В сфере здравоохранения - совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему доступной и качественной медицинской помощи.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение оказания медицинской помощи и предоставление услуг в сфере здравоохранения;
обеспечение профилактики и развития медико-санитарной помощи;
повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в том числе на повышение заработной платы врачей до уровня 200% средней заработной платы по области, среднего медицинского персонала и младшего медицинского персонала до уровня 100% средней заработной платы в регионе к 2018 году.
3. В сфере культуры и национальной политики - сохранение культурного потенциала и культурного наследия Ленинск-Кузнецкого городского округа, поддержка многообразия культурной жизни, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, интеграция во всероссийский и мировой культурный процессы, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 602 "Об обеспечении межнационального согласия", в том числе на повышение заработной платы работников учреждений культуры до уровня 100% средней заработной платы по области к 2018 году.
4. В сфере социальной политики - повышение эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания населения в Ленинск-Кузнецком городском округе.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач муниципальной программы:
реализация действующих мер адресной социальной поддержки населения в Ленинск-Кузнецком городском округе;
обеспечение потребности граждан старших возрастов, инвалидов и семей с детьми-инвалидами в социальном обслуживании;
повышение качества социальных услуг;
улучшение материального положения отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, за счет оказания им целевой адресной помощи;
поддержка и стимулирование гражданской активности пожилых людей;
повышение уровня социальной реабилитации инвалидов для преодоления ими ограничений жизнедеятельности;
создание условий для повышения профессионального уровня работников учреждений социального обслуживания населения и статуса социальной службы;
обеспечение эффективного управления системой социальной поддержки.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в том числе на повышение заработной платы социальных работников до уровня 100% средней заработной платы по области к 2018 году.
5. В области занятости населения - поддержка уровня занятости граждан, относящихся к категории инвалидов.
6. В сфере жилищно-коммунального хозяйства - развитие жилищной и социальной инфраструктуры, создание условий для приведения жилищно-коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения городского округа, повышение доступности и качества жилищного обеспечения населения городского округа, проведение агитации среди населения по ипотечному жилищному кредитованию, создание условий для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, в том числе для развития малоэтажного индивидуального жилищного строительства, содействие устойчивому развитию территории Ленинск-Кузнецкого городского округа, обеспечение устойчивого функционирования и развития инфраструктуры жизнеобеспечения населения и экономики городского округа.
Принятие новых инвестиционных обязательств должно быть всесторонне взвешено с точки зрения последующей востребованности, загруженности, территориальной доступности объектов для населения, перспектив развития городского округа, а также наличия внутренних финансовых и кадровых ресурсов в соответствующей сфере для обеспечения функционирования создаваемых объектов социального назначения. Следует проводить инвентаризацию объектов капитального строительства, сконцентрировать ресурсы на объектах с высокой степенью готовности, проработать решения о фиксировании цены строительства каждого капитального объекта, чтобы в дальнейшем исключить его необоснованное удорожание.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" запланировано решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Процессу концентрации бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях расходов должен предшествовать анализ эффективности бюджетных расходов.
Важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать прямая связь бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов по минимизации выявленных локальных и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов.

4. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг

В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Основные проблемы, с которыми столкнулись муниципальные учреждения в процессе своей деятельности, характерны в целом по Российской Федерации:
формальное проведение преобразований с сохранением ранее сложившихся механизмов функционирования учреждений;
различия в подходах к определению однотипных услуг, включенных в ведомственные перечни, при которых одинаковые по сути услуги имеют различные наименования, а наименования и детализация отдельных услуг не соответствуют базовым (отраслевым) перечням услуг (работ);
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет;
несовершенство нормативно-правовой базы и ограниченность практики формирования бюджета с учетом показателей муниципальных заданий.
Основные направления повышения доступности и качества оказания муниципальных услуг были обозначены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах":
первое, законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг в таких сферах как образование, здравоохранение, культура и других. Учредители муниципальных учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать муниципальные задания для подведомственных учреждений;
второе, создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги;
третье, включение основных параметров муниципального задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ.
Достижение поставленных задач необходимо обеспечить путем реализации мероприятий по следующим направлениям:
1. Использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее - муниципальное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах.
Сводные показатели муниципальных заданий должны включаться в состав муниципальных программ (подпрограмм), в рамках которых осуществляется организация оказания этих услуг, а параметры муниципальных заданий должны формироваться в соответствии с целями и результатами соответствующих муниципальных программ.
2. Выявление неэффективных муниципальных учреждений. Оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также оказывающих услуги, не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов местного самоуправления, на тип казенного учреждения либо их ликвидация.
3. Формирование единого регистра услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, который должен стать основанием для формирования ведомственного перечня муниципальных услуг.
На основе ведомственного перечня, утвержденного органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, либо главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся казенные учреждения, должно формироваться муниципальное задание.
Муниципальные задания на основе единого регистра муниципальных услуг предлагается формировать, начиная с заданий на 2016 год.
4. Переход к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики) при финансовом обеспечении учреждений (планируется с 2015 года). Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
5. Расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг немуниципальных организаций.
Расширение практики оказания муниципальных услуг не только бюджетными и автономными учреждениями, но и другими организациями в условиях добросовестной конкуренции создаст также возможность внедрения одной из самых перспективных и наиболее эффективных с точки зрения качества услуг форм - возможность выбора самим потребителем услуг места (организации-поставщика), а также качества и объема услуг, которые гарантированы государством. В этом случае средства бюджета городского округа перечисляются в организацию после обращения потенциального получателя муниципальной услуги именно в эту организацию.
6. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
К полномочиям органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, отнесены многие способы: от полного регулирования данным органом цены каждой услуги для каждого учреждения до предоставления полной самостоятельности учреждению.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства учреждений в части взимания платы за оказание муниципальных услуг, гарантированных населению за счет бюджета городского округа, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений "теневых" платных услуг.
7. Совершенствование оплаты труда работников с учетом принципов "эффективного контракта".
Формирование расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений производится в соответствии с отраслевыми положениями об оплате труда работников, учитывающими критерии оценки деятельности и показатели эффективности.
Стимулирующие выплаты производятся с учетом показателей эффективности учреждений и работников. В планах мероприятий ("дорожных картах"), направленных на повышение эффективности в социальной сфере, предусмотрено соблюдение предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда муниципальных учреждений не более 40 процентов, а также мероприятий, направленных на введение "эффективного контракта".
В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р, органами местного самоуправления начата работа по заключению "эффективных контрактов" с отдельными категориями работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Внедрение в учреждениях системы оплаты труда работников, направленной на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, - это установление жесткой взаимоувязки "стоимость услуги - качество услуги" с применением принципа "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Принцип "деньги в обмен на эффективность" должен распространяться не только на отношения между учредителем и учреждением, но и на отношения между учреждением и конкретным специалистом, который принимает участие в предоставлении муниципальной услуги.
Необходимо осуществить внедрение системы нормирования труда в учреждениях бюджетной сферы с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказами Минтруда России от 31.05.2013 № 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда" и от 30.09.2013 № 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях".
Необходимо продолжить мероприятия по контролю за соблюдением предельного уровня соотношения (не превышающего более чем в 3 раза) оплаты труда руководителей учреждений и средней заработной платы работников основных профессий за отчетный год (Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2013 - 2015 годы).
8. Совершенствование системы оказания муниципальных услуг.
Оптимизация системы оказания муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, осуществляется путем их перевода в электронный вид на основе эффективного межведомственного взаимодействия между органами власти, а также упрощения процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна", в том числе посредством создания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
На территории Ленинск-Кузнецкого городского округа с апреля 2014 года действует МАУ "Ленинск-Кузнецкий многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг". МФЦ имеет защищенные каналы связи, обеспечивающие предоставление государственных и муниципальных услуг посредством АИС МФЦ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ достигнет к 2015 году 90%.
В целях предоставления заявителям возможности обращения за получением широкого круга услуг по принципу "одного окна" в период до 2018 года необходимо проведение мероприятий по расширению перечня муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ.
9. Повышение адресности социальной поддержки граждан.
Цель этой работы в сфере социальной поддержки граждан направлена на безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, выплат и компенсаций гражданам.
Поэтому задача на ближайшую перспективу - осуществление перехода от преимущественно категорийного к адресному принципу оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам. При этом усиление адресности и повышение эффективности использования имеющихся средств предполагает оказание действенной, реальной поддержки наиболее нуждающимся гражданам.
В рамках реализации указанного направления необходимо продолжить инвентаризацию установленных льгот и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на предмет исключения финансирования за счет средств бюджета городского округа льгот и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, относящихся к федеральным льготникам.
10. Стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе.
Повышение энергоэффективности в бюджетном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве должно обуславливать существенную экономию бюджетных средств. Во всех без исключения учреждениях должна проводиться работа по повышению энергоэффективности, сокращению издержек при потреблении энергоресурсов, использованию преимуществ заключения энергосервисных контрактов с энергоснабжающими организациями.
Необходимо отметить, что в настоящее время актуальным является вопрос контроля за проведением мероприятий и оценки вложения средств бюджета городского округа в мероприятия по энергоэффективности.

5. Управление муниципальным долгом
Ленинск-Кузнецкого городского округа

Управление муниципальным долгом Ленинск-Кузнецкого городского округа (далее - муниципальный долг городского округа) является частью системы управления финансовыми ресурсами городского округа, поскольку муниципальный долг при непродуманной долговой политике является источником экономических и политических рисков. Это определяет тесную взаимосвязь управления муниципальным долгом с вопросами экономической безопасности городского округа.
В рамках данной концепции под управлением муниципальным долгом следует понимать процесс разработки и практической реализации стратегии управления муниципальными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основными целями управления муниципальным долгом городского округа являются:
соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации;
оптимизация структуры муниципального долга;
снижение долговой нагрузки и расходов на обслуживание муниципального долга городского округа;
обеспечение оптимальной долговой нагрузки на бюджет городского округа;
недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств бюджета на погашение и обслуживание муниципального долга городского округа;
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам;
недопущение роста объема муниципального долга городского округа по муниципальным гарантиям;
снижение зависимости бюджета городского округа от заемных средств;
равномерное распределение долговой нагрузки на бюджет городского округа.
Совершенствование управления муниципальным внутренним долгом Ленинск-Кузнецкого городского округа включает следующие мероприятия:
эффективное планирование объема и структуры муниципального долга городского округа;
своевременное и в полном объеме погашение долговых обязательств перед областным бюджетом и кредитными организациями;
установление моратория на предоставление муниципальных гарантий Ленинск-Кузнецкого городского округа;
осуществление мониторинга соблюдения бюджетного законодательства при привлечении заимствований и исполнения обязательств по муниципальному долгу городского округа;
осуществление мониторинга исполнения бюджета городского округа с целью определения возможности досрочного погашения долговых обязательств;
проведение операций по рефинансированию долговых обязательств;
направление доходов, полученных в ходе исполнения бюджета городского округа сверх утвержденного решением о бюджете городского округа объема указанных доходов, на погашение долговых обязательств Ленинск-Кузнецкого городского округа.

IV. Развитие системы муниципального финансового контроля

Муниципальный финансовый контроль - неотъемлемая составляющая системы муниципального управления, главной целью и предназначением которого являются повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами, создание условий для финансовой стабилизации.
В условиях перехода к программному бюджету происходит преобразование функций и задач органов муниципального финансового контроля. При организации их деятельности наибольшее внимание будет уделяться контролю за результатами по использованию муниципальных финансовых ресурсов, разработка рекомендаций по устранению причин, которые препятствуют достижению запланированных результатов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации с 04.08.2013 определена сфера муниципального финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" муниципального финансового контроля. К полномочиям органов внешнего муниципального финансового контроля отнесена экспертиза муниципальных программ, органов внутреннего муниципального финансового контроля - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ.
Одним из основных инструментов внешнего муниципального финансового контроля должен стать аудит эффективности, который призван дать оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления с точки зрения результативности выполнения мероприятий муниципальных программ, а также достижения конечных целей и задач данных программ в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
К полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля помимо задач по осуществлению контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий, отнесены полномочия по контролю в сфере закупок для муниципальных нужд с применением мер административной ответственности.
В целом поставленные перед органами внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля новые задачи и введение многочисленных санкций и мер административной ответственности должны способствовать созданию в Ленинск-Кузнецком городском округе полноценной работоспособной системы мониторинга исполнения муниципальных программ.
В рамках продолжения развития в Ленинск-Кузнецком городском округе системного финансового контроля необходимо скоординировать работу между различными уровнями и органами финансового контроля начиная с этапа планирования контрольных мероприятий до реализации результатов данных мероприятий.
Механизмы сотрудничества должны перейти из разряда формальности и недифференцированности к действенным, компетентным и рациональным методам с целью эффективности показателей контрольных мероприятий и полноты охвата использования бюджетных средств.
Для достижения указанных целей необходимо:
разработать и утвердить правовые акты Ленинск-Кузнецкого городского округа по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями средств бюджета городского округа, а также ведомственного контроля (аудита) в сфере закупок;
выработать единую методику по планированию контрольных мероприятий органами муниципального финансового контроля, главными распорядителями средств бюджета, администраторами доходов;
обеспечить на основе соглашений взаимодействие в проведении совместных контрольных мероприятий между органами государственного и муниципального финансового контроля;
разработать план проведения информационной работы с объектами финансового контроля с целью повышения бюджетной дисциплины;
внедрить систему мониторинга и анализа качества контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля на основе установленных количественных показателей эффективности.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающих в силу с 01.01.2016, на финансовые органы возлагаются новые контрольные функции:
контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.
Для исполнения указанных функций необходимо разработать порядок осуществления контроля в сфере закупок и порядок действия финансовых органов при выявлении несоответствия контролируемой информации, а также осуществить переход к "электронному санкционированию" - проверке в автоматическом режиме финансовыми органами документов, подтверждающих возникновение у заказчика-получателя средств бюджета городского округа денежных обязательств по муниципальным контрактам (договорам) на оказание услуг (выполнение работ).

V. Обеспечение открытости и прозрачности
муниципальных финансов

Для повышения открытости бюджетного процесса в Ленинск-Кузнецком городском округе следует установить требования об обязательном обнародовании органами местного самоуправления отчетов о достигнутых результатах за истекший финансовый год, характеризующих достижение поставленных на финансовый год целей, а также о задачах, требующих решения в очередном финансовом году, и направлениях их достижения.
В этих целях необходимо:
продолжить формирование интегрированной информационной системы "Электронный бюджет", где будет размещаться актуальная информация о формировании и исполнении бюджета городского округа;
обеспечить регулярную публикацию (размещение в сети "Интернет") брошюры "Бюджет для граждан". Это даст в доступной форме информировать население о бюджете, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
Информация, публикуемая в открытых источниках, позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и эффективности их расходования.

Заместитель главы города
по экономике,
промышленности и финансам
К.А.ТИХОНОВ


------------------------------------------------------------------