Постановление администрации Анжеро-Судженского городского округа от 28.10.2014 N 1444 "Об утверждении программы повышения эффективности управления муниципальными финансами Анжеро-Судженского городского округа на период до 2018 года"
АДМИНИСТРАЦИЯ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. № 1444
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД
ДО 2018 ГОДА
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, на основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.09.2014 № 575-р "Об утверждении программы повышения эффективности управления муниципальными финансами Кемеровской области на период до 2018 года":
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами Анжеро-Судженского городского округа на период до 2018 года.
2. Признать утратившим силу постановление администрации Анжеро-Судженского городского округа от 13.12.2013 № 1837 "Об утверждении мероприятий по повышению качества управления муниципальными финансами Анжеро-Судженского городского округа на 2013 - 2016 годы".
3. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Анжеро-Судженского городского округа в сети Интернет, электронный адрес: www.anzhero.ru.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника финансового управления города Анжеро-Судженска Зачиняеву Е.Н.
5. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава городского округа
В.Н.ЧЕРНОВ
Утверждена
постановлением администрации
Анжеро-Судженского городского округа
от 28 октября 2014 г. № 1444
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ФИНАНСАМИ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами Анжеро-Судженского городского округа на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в целях реализации задач, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, достижение которых призвано повысить качество управления муниципальными финансами.
I. Итоги реализации Программы по повышению эффективности
бюджетных расходов в Анжеро-Судженском городском округе
на период до 2013 года
В 2010 - 2013 годах развитие бюджетной системы Анжеро-Судженского городского округа осуществлялось в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании "Анжеро-Судженский городской округ" на период до 2013 года, утвержденной постановлением администрации Анжеро-Судженского городского округа от 15.12.2010 № 1446 (с изм. от 20.12.2013 № 1888 "О продлении срока действия постановления администрации Анжеро-Судженского городского округа от 15.12.2010 № 1446 "Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в муниципальном образования "Анжеро-Судженский городской округ" на период до 2012 года" на 2013 год") (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
По большинству направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс.
В Анжеро-Судженском городском округе проводился полный комплекс мер по мобилизации собственных доходных источников, а также пересмотру и отказу от неприоритетных расходных обязательств в рамках следующих программных документов:
план мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет муниципального образования "Анжеро-Судженский городской округ" на 2011 - 2013 годы, утвержденный постановлением администрации Анжеро-Судженского городского округа от 21.07.2011 № 747;
план мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности местного бюджета на период до 2012 года, утвержденный постановлением администрации Анжеро-Судженского городского округа от 12.07.2011 № 712; от 04.04.2013 № 363.
Начиная с 2011 года в муниципальном образовании ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных налоговых льгот в соответствии с Порядком и Методикой оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Анжеро-Судженском городском округе, утвержденных постановлением администрации Анжеро-Судженского городского округа от 04.04.2012 № 312. В результате предоставления налоговой льготы прогнозируется улучшение положения социально незащищенных категорий граждан.
На постоянной основе осуществляется мобилизация дополнительных доходов в бюджет муниципалитета в рамках штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики муниципального образования. В 2013 году проведено 12 заседаний финансово-экономической комиссии, на которых были рассмотрены 56 предприятий и организаций, 49 индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Общая сумма погашенной задолженности по налогам и арендным платежам составила 3380 тыс. руб. Проведено 18 заседаний антикризисного штаба по экономическому и финансовому мониторингу, на которых рассмотрены 89 предприятий по вопросу несвоевременной выплаты и низкой заработной платы, наличию задолженности в бюджет и внебюджетные фонды. В результате погашена просроченная задолженность по заработной плате в общей сумме 96036 тыс. руб., задолженность во все уровни бюджетов - 192100 тыс. руб. и внебюджетные фонды - 278000 тыс. руб. Проводится работа по выявлению работодателей, использующих теневые схемы выплаты заработной платы: в администрации работает горячая телефонная линия, установлен ящик для анонимных обращений, для предпринимателей использующих наемных работников разработаны и вручены памятки с информацией о последствиях выплаты заработной платы в "конвертах", постоянно проводится сверка получателей субсидий на оплату ЖКУ с целью выявления работодателей, оплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума.
С 01.07.2010 организована работа городской комиссии по выявлению неучтенных объектов недвижимости, земельных участков, предприятий (бизнеса), активизирована работа по муниципальному земельному контролю. Только за 2013 год выявлено комиссией и поставлено на учет 18 объектов капитального строительства, 140 земельных участков общей площадью 10,7 га земельных участков, по которым дополнительно начислено в местный бюджет налоговых платежей - 264,0 тыс. рублей, неналоговых платежей - 2025 тыс. рублей.
В городском округе для расширения налогооблагаемой базы ведется системная работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, налажено взаимодействие органа местного самоуправления и инвесторов, совершенствуются правовые, материальные и организационные условия ведения бизнеса. В целях улучшения инвестиционного климата на территории Анжеро-Судженского городского округа был проведен ряд мероприятий:
- распоряжением администрации Анжеро-Судженского городского округа утвержден инвестиционный уполномоченный - первый заместитель главы городского округа, который на постоянной основе проводит встречи с потенциальными инвесторами, в решении возникающих проблем в организации бизнеса на территории городского округа;
- утвержден Совет по инвестиционной деятельности постановлением от 27.07.2008 № 794;
- разработано и утверждено Положение о создании благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Анжеро-Судженском городском округе, утверждено решением Совета народных депутатов от 24.02.2012 № 62, в котором предусмотрены льготы инвесторам по аренде земли;
- разработан и утвержден Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Анжеро-Судженска;
- разработан инвестиционный паспорт Анжеро-Судженского городского округа, в котором отражено экономическое и социальное состояние городского округа, определены основные направления развития экономики города;
- постоянно принимается участие в выставках, ярмарках, как на городском уровне, так и на областном.
На городском официальном сайте и областном инвестиционном сайте в сети интернет размещена информация об инвестиционных площадках городского округа с их полной инфраструктурной характеристикой.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Анжеро-Судженского городского округа, повышение качества управления муниципальными финансами Анжеро-Судженского городского округа.
Ожидаемыми основными результатами реализации Программы являются обеспечение исполнения расходных обязательств Анжеро-Судженского городского округа при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, оптимальной налоговой и долговой нагрузки с созданием механизмов и условий для оценки результативности бюджетных расходов, а также "качество" бюджетной, налоговой и долговой политики, нормативно-правового регулирования и методического обеспечения, организации процедур бюджетного и налогового администрирования.
Негативные последствия экономического кризиса явно продемонстрировали необходимость повышения эффективности управления муниципальными финансами Анжеро-Судженского городского округа, а также поиска новых механизмов и инструментов, способных если не предотвратить, то хотя бы сгладить последствия таких событий для бюджета в будущем.
Основными задачами Анжеро-Судженского городского округа в сфере реализации Программы являются:
повышение самостоятельности Анжеро-Судженского городского округа;
развитие программно-целевых методов управления муниципальными финансами;
выработка и внедрение в практику своей деятельности новых управленческих решений и подходов;
соблюдение норм бюджетного законодательства;
сокращение разрывов между расходными полномочиями и доходными источниками;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;
выявление и сокращение малоэффективных, а также неприоритетных бюджетных расходов;
повышение качества управления муниципальными финансами.
Органам исполнительной власти Анжеро-Судженского городского округа необходимо провести анализ финансового обеспечения публичных нормативных обязательств, осуществить разработку и утверждение критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения муниципальных заданий и обеспечить финансирование бюджетных учреждений в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
Программа призвана создать условия для устойчивого исполнения местного бюджета, а также обеспечить финансирование первоочередных социальных расходов в целях недопущения ухудшения социально-экономической ситуации.
III. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности местного бюджета
В последние годы устойчивость местного бюджета значительно снизилась. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № № 594 - 606.
Управление доходами муниципального образования
Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета муниципального образования является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов муниципального образования.
Основное внимание уделяется:
развитию налогового потенциала;
повышению достоверности планирования доходов бюджета муниципального образования;
повышению эффективности нормативных документов муниципального образования о налогах и сборах;
оценке эффективности применения налоговых льгот и иных преференций, имеющих стимулирующий характер и направленных на решение определенных задач;
повышению эффективности мероприятий по управлению и использованию имущественного и земельного комплекса;
сокращению имеющейся недоимки по платежам в местный бюджет.
С учетом этого в рамках Программы представляется необходимым реализовать меры, позволяющие обеспечить эффективное использование доходов бюджета муниципального образования и их направление на решение поставленных задач, в том числе:
обеспечение благоприятного климата для привлечения инвестиций, создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы, обеспечение занятости трудоспособного населения;
проведение оценки и анализа причин отклонений, утвержденных на соответствующий финансовый год доходов бюджета от фактических параметров;
формирование нормативных документов муниципалитета о налогах и сборах с учетом стимулирования динамичного и равномерного социально-экономического развития муниципального образования (налогового потенциала), поддержки инвестиций, социально незащищенных категорий граждан и приоритетных направлений деятельности;
обеспечение актуализации перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования;
проведение проверок использования и распоряжения имуществом муниципальной собственности, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений, органов исполнительной власти муниципального образования, а также переданным в установленном порядке иным лицам, выявление и изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;
проведение регулярной государственной кадастровой оценки земель для обеспечения соответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, с целью обеспечения максимального соответствия размеров земельных платежей рыночному уровню;
проведение комплекса мероприятий по упорядочению землепользования, по земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, с целью расширения налогооблагаемой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налоговую базу объектов капитального строительства и земельных участков, которые до настоящего времени не были зарегистрированы в установленном законом порядке или зарегистрированы с указанием неполных сведений, недостаточных для исчисления налога;
обеспечение высокого уровня информированности налогоплательщиков в части исполнения ими обязанности по уплате налогов и продолжение работы в рамках штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики муниципального образования, территориальных антикризисных штабов муниципального образования.
Развитие муниципальных программ как основного
инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
В Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для формирования и исполнения местных бюджетов на основе муниципальных программ.
В результате внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации созданы условия для интеграции в бюджетный процесс муниципальных программ, являющихся инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и создающих условия для повышения качества бюджетного планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Внесенные изменения позволили осуществить переход к формированию (начиная с 2014 года) бюджета на основе программно-целевого принципа, что является важным этапом реализации мер повышения эффективности бюджетных расходов и повышения качества бюджетного планирования.
С точки зрения организации бюджетного процесса муниципальные программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся:
четкая формулировка цели муниципальной программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям в сферах ответственности органов исполнительной власти;
описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации муниципальной программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
наличие системы показателей для измерения результатов реализации муниципальной программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых для предварительной, текущей и завершающей оценки муниципальной программы;
обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов муниципальной программы, оценки внешних условий и рисков для реализации муниципальной программы.
Так, чтобы перейти к программному бюджету в регионе была полностью разработана и утверждена нормативно-правовая база формирования местного бюджета в разрезе муниципальных программ. Постановлением администрации Анжеро-Судженского городского округа от 16.09.13 № 1286 утверждено Положение о муниципальных программах Анжеро-Судженского городского округа, постановлением администрации Анжеро-Судженского городского округа от 27.09.2013 № 1393 утвержден перечень муниципальных программ Анжеро-Судженского городского округа. Для разработки и формирования муниципальных программ органами исполнительной власти Анжеро-Судженского городского округа были пересмотрены и адаптированы к основным требованиям программного бюджетирования все существующие программы Анжеро-Судженского городского округа.
Местный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в программной структуре расходов на основе 12 муниципальных программ. В рамках муниципальных программ, непосредственно увязанных с планом социально-экономического развития городского округа, сформировано расходов местного бюджета:
на 2014 год 99,8%, или 2252785,6 тыс. рублей;
на 2015 год 98,9%, или 2065394,6 тыс. рублей;
на 2016 год 98,0%, или 2080692,8 тыс. рублей.
Местный бюджет в рамках непрограммных направлений деятельности сформирован:
на 2014 год в сумме 4740,7 тыс. рублей;
на 2015 год в сумме 23102,8 тыс. рублей, в т.ч. условно-утвержденные расходы 18362,1 тыс. рублей;
на 2016 год в сумме 43080,6 тыс. рублей, в т.ч. условно-утвержденные расходы 38275 тыс. рублей.
В то же время конечная эффективность программного бюджета зависит от качества муниципальных программ, механизма контроля за их реализацией. Часть муниципальных программ нуждается в доработке. Прежде всего необходимо обеспечить взаимосвязь поставленных целей с мероприятиями муниципальных программ Анжеро-Судженского городского округа.
Повышение эффективности бюджетных расходов
В целях обеспечения сбалансированности местного бюджета на 2014 - 2016 годы продолжена работа по выявлению и использованию возможности оптимизации бюджетных расходов и перераспределению высвобождающихся ресурсов на решение приоритетных задач государственной политики, в первую очередь на реализацию указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 594 - 606 в условиях ограничения роста бюджетных расходов, не обеспеченных доходными источниками.
Основной задачей Программы является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
повышения объективности и качества бюджетного планирования;
повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
участия исходя из возможностей местного бюджета в реализации государственных программ Кемеровской области и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета;
повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти Анжеро-Судженского городского округа, в том числе за счет стимулирования их деятельности на достижение наилучших результатов.
В целях повышения эффективности управления бюджетными ресурсами необходимо создать систему анализа эффективности бюджетных расходов.
Система анализа эффективности бюджетных расходов должна основываться на анализе эффективности бюджетных расходов на всех этапах бюджетного процесса. Анализ эффективности бюджетных расходов необходимо осуществлять в отношении всех мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств местного бюджета, в процессе формирования проекта местного бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к формированию местного бюджета исходя из порядка и методики планирования бюджетных ассигнований местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Анжеро-Судженского городского округа.
Для планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств учитываются данные реестров расходных обязательств органов местного самоуправления, представляемых ими в финансовое управление г. Анжеро-Судженска в соответствии с Порядком ведения реестра расходных обязательств муниципального образования "город Анжеро-Судженск", утвержденным постановлением администрации г. Анжеро-Судженска от 04.05.2009 № 450 "О Порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования "город Анжеро-Судженск".
Бюджетная политика в сфере расходов направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
При этом в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств необходимо осуществлять перераспределение бюджетных ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Это позволит определить наличие ресурсов для обеспечения принимаемых расходных обязательств с учетом приоритетов социально-экономической политики Кемеровской области и обеспечения реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 594 - 606.
В качестве приоритетных, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 594 - 606 задач, определены следующие направления расходов:
1. В сфере образования - обеспечение доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Анжеро-Судженского городского округа.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
- модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как институтов социального развития, направленная на достижение современного качества учебных результатов, создание равных возможностей для получения современного качественного образования;
- совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений;
- создание необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие молодежного творчества, совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей и молодежи, обеспечение условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации;
- повышение эффективности физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодежью, в том числе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- совершенствование условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- сохранение и развитие системы социальной поддержки субъектов образовательного процесса;
- содействие трудовой занятости, поддержка молодежного предпринимательства;
- создание системы информационного обеспечения молодежи;
- профилактика негативных социальных явлений в молодежной среде, пропаганда здорового образа жизни;
- организация досуга, стимулирование инновационной деятельности молодежи, поддержка общественных молодежных объединений;
- воспитание гражданственности и патриотизма, формирование национального самосознания молодежи.
Финансовые ресурсы будут направлены прежде всего на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Безусловным приоритетом будет являться решение задач по поэтапному повышению оплаты труда:
педагогических работников образовательных организаций общего образования до уровня средней заработной платы в регионе;
педагогических работников образовательных организаций дошкольного образования до уровня средней заработной платы в сфере общего образования;
педагогических работников учреждений дополнительного образования до уровня средней заработной платы учителей.
2. В сфере здравоохранения - совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему доступной и качественной медицинской помощи.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
укрепление материально-технической базы ЛПУ;
внедрение современных информационных систем в здравоохранении;
внедрение стандартов оказания медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной и стационарной медицинской помощи;
повышение укомплектованности врачами ЛПУ города.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в том числе на повышение заработной платы врачей до уровня 200% средней заработной платы по области, среднего медицинского персонала и младшего медицинского персонала до уровня 100% средней заработной платы в регионе к 2018 году.
3. В сфере культуры и национальной политики - укрепление единого культурного пространства Анжеро-Судженского городского округа на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народа;
- создание условий для участия всего населения в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями в активную социокультурную деятельность;
- расширение библиотечных и музейных услуг, увеличение охвата населения Анжеро-Судженского городского округа библиотечными и музейными услугами, в том числе через широкое внедрение информационных технологий;
- развитие межнациональных культурных связей, поддержка разнообразия национальных культур;
- повышение качества услуг, оказываемых культурно-досуговыми учреждениями;
- создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, развития самодеятельного художественного творчества.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 602 "Об обеспечении межнационального согласия", в том числе на повышение заработной платы работников учреждений культуры до уровня 100% средней заработной платы по области к 2018 году.
4. В сфере социальной политики - повышение эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания населения в Анжеро-Судженском городском округе.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач муниципальной программы:
выполнение обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан пожилого возраста и семей с детьми по улучшению материального положения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, за счет оказания им целевой адресной помощи. Оказание поддержки граждан Украины, находящихся на территории Анжеро-Судженского городского округа, за счет целевых благотворительных пожертвований на указанные цели;
поддержка лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальных служащих по окончанию трудовой деятельности при выходе на пенсию;
обеспечение равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
обеспечение деятельности управления и подведомственных учреждений социальной защиты населения, реализация плана мероприятий "Дорожной карты" (распоряжение администрации Анжеро-Судженского городского округа от 04.07.2014 № 272 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Анжеро-Судженского городского округа на 2014 - 2018 годы";
совершенствование правового регулирования социального обслуживания;
повышение уровня жизни отдельных категорий граждан за счет предоставления им мер социальной поддержки.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в том числе на повышение заработной платы социальных работников до уровня 100% средней заработной платы по области к 2018 году.
5. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" будет продолжено проведение мероприятий созданию оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
6. В сфере жилищно-коммунального хозяйства - развитие жилищной и социальной инфраструктуры, создание условий для приведения жилищно-коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения Анжеро-Судженского городского округа, повышение доступности и качества жилищного обеспечения населения Анжеро-Судженского городского округа, развитие ипотечного жилищного кредитования, создание условий для комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, в том числе для развития малоэтажного индивидуального жилищного строительства, обеспечению устойчивого функционирования и развития инфраструктуры жизнеобеспечения населения и экономики Анжеро-Судженского городского округа.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" запланировано решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Процессу концентрации бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях расходов должен предшествовать анализ эффективности бюджетных расходов.
При этом обязательным элементом анализа эффективности бюджетных расходов должно стать прогнозирование последствий реализации либо нереализации мероприятий (осуществление бюджетных расходов), а также оценка предельной эффективности.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать прямая связь бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов по минимизации выявленных локальных и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов.
Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы государственных и муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Основные проблемы, с которыми столкнулись муниципальные учреждения в процессе своей деятельности, характерны в целом по Российской Федерации:
формальное проведение преобразований с сохранением ранее сложившихся механизмов функционирования учреждений;
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет;
несовершенство нормативно-правовой базы и ограниченность практики формирования бюджетов с учетом показателей муниципальных заданий.
Основные направления повышения доступности и качества оказания муниципальных услуг были обозначены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах":
первое, законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня муниципальных (муниципальных) услуг в таких сферах как образование, здравоохранение, культура и других. Учредители государственных и муниципальных учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать муниципальные задания для подведомственных учреждений;
второе, создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги;
третье, включение основных параметров муниципального задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ.
Достижение поставленных задач необходимо обеспечить путем реализации мероприятий по следующим направлениям:
1. Использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее - муниципальное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах.
Сводные показатели муниципальных заданий должны включаться в состав муниципальных программ Анжеро-Судженского городского округа (подпрограмм), в рамках которых осуществляется организация оказания этих услуг, а параметры муниципальных заданий должны формироваться в соответствии с целями и результатами соответствующих муниципальных программ Анжеро-Судженского городского округа.
2. Выявление неэффективных муниципальных учреждений. Оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также оказывающих услуги, не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов местного самоуправления, на тип казенного учреждения либо их ликвидация.
3. Формирование единого регистра услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, который должен стать основанием для формирования ведомственного перечня муниципальных услуг.
На основе ведомственного перечня, утвержденного органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, либо главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся казенные учреждения, должно формироваться муниципальное задание.
Муниципальные задания на основе единого регистра муниципальных услуг предлагается формировать начиная с заданий на 2016 год.
4. Переход к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики) при финансовом обеспечении учреждений (планируется с 2015 года). Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
5. Расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг немуниципальных организаций.
Расширение практики оказания муниципальных услуг не только бюджетными и автономными учреждениями, но и другими организациями в условиях добросовестной конкуренции создаст также возможность внедрения одной из самых перспективных и наиболее эффективных с точки зрения качества услуг форм - возможность выбора самим потребителем услуг места (организации-поставщика), а также качества и объема услуг, которые гарантированы государством. В этом случае средства местного бюджета перечисляются в организацию после обращения потенциального получателя муниципальной услуги именно в эту организацию.
6. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
К полномочиям органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, отнесены многие способы: от полного регулирования данным органом цены каждой услуги для каждого учреждения до предоставления полной самостоятельности учреждению.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства учреждений в части взимания платы за оказание муниципальных услуг, гарантированных населению за счет местного бюджета, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений "теневых" платных услуг.
7. Совершенствование оплаты труда работников с учетом принципов "эффективного контракта".
Формирование расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений Анжеро-Судженского городского округа производится в соответствии с отраслевыми положениями об оплате труда работников, учитывающими критерии оценки деятельности и показатели эффективности.
Стимулирующие выплаты производятся с учетом показателей эффективности учреждений и работников. В планах мероприятий ("дорожных картах"), направленных на повышение эффективности в социальной сфере, предусмотрено соблюдение предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда муниципальных учреждений не более 40 процентов, а также мероприятий, направленных на введение "эффективного контракта".
В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р, органами местного самоуправления Анжеро-Судженского городского округа начата работа по заключению "эффективных контрактов" с отдельными категориями работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Внедрение в учреждениях системы оплаты труда работников, направленной на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, - это установление жесткой взаимоувязки "стоимость услуги - качество услуги" с применением принципа "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Принцип "деньги в обмен на эффективность" должен распространяться не только на отношения между учредителем и учреждением, но и на отношения между учреждением и конкретным специалистом, который принимает участие в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Необходимо осуществить внедрение системы нормирования труда в учреждениях бюджетной сферы с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказами Минтруда России от 31.05.2013 № 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда" и от 30.09.2013 № 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях".
В городском округе проводятся мероприятия по контролю за соблюдением предельного уровня соотношения (не превышающего более чем в 3 раза) оплаты труда руководителей учреждений и средней заработной платы работников основных профессий за отчетный год (Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2013 - 2015 годы), которые необходимо продолжить.
8. Совершенствование системы оказания муниципальных услуг.
Оптимизация системы оказания муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, осуществляется путем их перевода в электронный вид на основе эффективного межведомственного взаимодействия между органами власти, а также упрощения процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых государственных (муниципальных) услуг в режиме "одного окна", для этого в городском округе создан многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
В 2013 году было принято решение открытия МФЦ в тестовом режиме в целях предоставления гражданам отдельных государственных и муниципальных услуг.
За год работы МФЦ с населением заключены соглашения с 7 ведомствами на предоставление 28 государственных и муниципальных услуг, что составляет 19% от всех рекомендованных к предоставлению услуг.
Это услуги центра занятости населения (3), комитета по управлению муниципальным имуществом (4), управления жилищно-коммунального хозяйства (2), управления образования (7), управления социальной защиты населения (6), Государственной службы по надзору и контроля в сфере образования Кемеровской области (3), департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области (3).
Специалисты МФЦ прошли обучение порядку и условиям приема документов в органах власти.
Создан официальный сайт учреждения (www.mfc-anzhero.ru), на котором размещена вся информация по предоставляемым услугам и другая информация о деятельности МФЦ.
За год работы в МФЦ обратилось 2726 человек, из них:
- получили консультации - 1156 чел.;
- сдали пакеты документов на предоставление отдельных гос. и муниципальных услуг - 1546 чел.;
- получили отказы органов исполнительной власти в предоставлении государственных услуг - 24 чел.
Жалобы на качество предоставления услуг населению на базе МФЦ отсутствуют.
Доля заявителей, удовлетворенных качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, от общего числа опрошенных заявителей - пока 100%.
Постановлением Правительства от РФ от 22.12.2012 № 1376 (ред. от 07.05.2014) "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" утверждены единые требования для МФЦ в РФ. Действующий МФЦ не соответствует установленным требованиям (по площади, количеству окон, количеству предоставляемых услуг, оснащению и т.д.). В настоящее время ведется строительство здания МФЦ, удовлетворяющего требованиям данного постановления. В соответствии с планом-графиком создания сети МФЦ на территории Кемеровской области дата открытия МФЦ для нашего города определена - 1 декабря 2014 года.
9. Повышение адресности социальной поддержки граждан.
Цель этой работы в сфере социальной поддержки граждан направлена на безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, выплат и компенсаций гражданам.
Поэтому задача на ближайшую перспективу - осуществление перехода от преимущественно категорийного к адресному принципу оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам. При этом усиление адресности и повышение эффективности использования имеющихся средств предполагает оказание действенной, реальной поддержки наиболее нуждающимся гражданам.
В рамках реализации указанного направления необходимо продолжить инвентаризацию установленных льгот и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на предмет исключения финансирования за счет средств местного бюджета льгот и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, относящихся к областным и федеральным льготникам.
В результате инвентаризации, проведенной в рамках подготовки бюджета на 2014 - 2017 гг. пересмотрены и сокращены льготы по родительской плате за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
10. Оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления.
В целях повышения эффективности использования средств местного бюджета бюджетная политика будет направлена на:
- оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе за счет исключения дублирующих функций;
- соблюдения установленных постановлением Коллегии АКО от 14.09.2010 № 423 "Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих" (в редакции постановления Коллегии АКО от 26.11.2013 № 524) нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих;
- недопущения увеличения численности муниципальных служащих, работников, осуществляющих техническое обеспечение и обслуживающих деятельность органов местного самоуправления.
Это должно привести к оптимизации состава и полномочий органов местного самоуправления.
11. Стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе.
Повышение энергоэффективности в бюджетном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве должно обуславливать существенную экономию бюджетных средств. Во всех без исключения учреждениях и жилищно-коммунальном комплексе должна проводиться работа по повышению энергоэффективности, сокращению издержек при потреблении энергоресурсов, использованию преимуществ заключения энергосервисных контрактов с энергоснабжающими организациями.
Необходимо отметить, что в настоящее время актуальным является вопрос контроля за проведением мероприятий и оценки вложения средств местного бюджета в мероприятия по энергоэффективности.
Управление муниципальным долгом
Анжеро-Судженского городского округа
Управление муниципальным долгом Анжеро-Судженского городского округа является одним из важнейших компонентов управления муниципальными финансами. Качественное, эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и создание прозрачной системы управления с использованием четких процедур и механизмов, публичного раскрытия информации о долговой политике муниципального образования. Под долговой политикой муниципального образования понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления муниципальными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основными целями управления муниципальным долгом Анжеро-Судженского городского округа являются:
соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации;
оптимизация структуры муниципального долга;
снижение долговой нагрузки и расходов на обслуживание муниципального долга;
обеспечение оптимальной долговой нагрузки на местный бюджет;
недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств бюджета на погашение и обслуживание муниципального долга Анжеро-Судженского городского округа;
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам;
снижение зависимости местного бюджета от заемных средств;
равномерное распределение долговой нагрузки на местный бюджет.
Основными задачами управления долгом являются:
1) оценка и мониторинг состояния муниципального долга Анжеро-Судженского городского округа;
2) совершенствование механизмов управления муниципальным долгом Анжеро-Судженского городского округа.
Совершенствование управления муниципальным долгом Анжеро-Судженского городского округа включает следующие мероприятия:
эффективное планирование объема и структуры муниципального долга;
своевременное и в полном объеме погашение долговых обязательств перед областным бюджетом и кредитными организациями;
осуществление мероприятий по реструктуризации долговых обязательств;
установление моратория на предоставление муниципальных гарантий Анжеро-Судженского городского округа;
осуществление мониторинга соблюдения бюджетного законодательства при привлечении заимствований и исполнения обязательств по муниципальному долгу Анжеро-Судженского городского округа;
осуществление мониторинга исполнения местного бюджета с целью определения возможности досрочного погашения долговых обязательств;
проведение операций по рефинансированию долговых обязательств.
IV. Развитие муниципального финансового контроля
Муниципальный финансовый контроль - неотъемлемая составляющая системы муниципального управления, главной целью и предназначением которого являются повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами, создание условий для финансовой стабилизации.
В условиях перехода к программному бюджету происходит преобразование функций и задач органов муниципального финансового контроля. При организации их деятельности наибольшее внимание будет уделяться контролю за результатами по использованию муниципальных финансовых ресурсов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации с 04.08.2013 определена сфера государственного и муниципального финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" государственного и муниципального финансового контроля. К полномочиям органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля отнесена экспертиза государственных и муниципальных программ, органов внутреннего государственного и муниципального финансового контроля - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных и муниципальных программ.
Одним из основных инструментов внешнего муниципального финансового контроля должен стать аудит эффективности, который призван дать оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления Анжеро-Судженского городского округа с точки зрения результативности выполнения мероприятий муниципальных программ, а также достижения конечных целей и задач данных программ в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
К полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля помимо задач по осуществлению контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий, отнесены полномочия по контролю в сфере закупок для муниципальных нужд с применением мер административной ответственности.
В целом поставленные перед органами внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля новые задачи и введение многочисленных санкций и мер административной ответственности должны способствовать созданию в Анжеро-Судженском городском округе полноценной работоспособной системы мониторинга исполнения муниципальных программ.
В рамках продолжения развития в Анжеро-Судженском городском округе системного финансового контроля необходимо скоординировать работу между органами финансового контроля начиная с этапа планирования контрольных мероприятий до реализации результатов данных мероприятий.
Механизмы сотрудничества должны перейти из разряда формальности и недифференцированности к действенным, компетентным и рациональным методам с целью эффективности показателей контрольных мероприятий и полноты охвата использования бюджетных средств.
Для достижения указанных целей необходимо:
разработать и утвердить нормативно-правовые акты Анжеро-Судженского городского округа по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями средств местного бюджета, а также ведомственного контроля (аудита) в сфере закупок;
выработать единую методику по планированию контрольных мероприятий органами государственного и муниципального финансового контроля, главными распорядителями средств местного бюджета, администраторами доходов;
обеспечить на основе соглашений взаимодействие в проведении совместных контрольных мероприятий между органами государственного и муниципального финансового контроля;
разработать методические указания по квалификации нарушений с целью единого подхода к их применению органами государственного и муниципального контроля и главными распорядителями, осуществляющими внутренний финансовый контроль и аудит;
разработать план проведения информационной работы с объектами финансового контроля с целью повышения бюджетной дисциплины;
внедрить систему мониторинга и анализа качества контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля на основе установленных количественных показателей эффективности.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и муниципальных нужд", вступающих в силу с 01.01.2016, на финансовые органы возлагаются новые контрольные функции:
контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.
Для исполнения указанных функций необходимо разработать порядок осуществления контроля в сфере закупок и порядок действия финансовых органов при выявлении несоответствия контролируемой информации, а также осуществить переход к "электронному санкционированию" - проверке в автоматическом режиме финансовыми органами документов, подтверждающих возникновение у заказчика-получателя средств местного бюджета денежных обязательств по муниципальным контрактам (договорам) на оказание услуг (выполнение работ).
V. Обеспечение открытости и прозрачности
муниципальных финансов
Для повышения открытости бюджетного процесса в Анжеро-Судженском городском округе следует установить требования об обязательном обнародовании органами местного самоуправления отчетов о достигнутых результатах за истекший финансовый год, характеризующих достижение поставленных на финансовый год целей, а также о задачах, требующих решения в очередном финансовом году, и направлениях их достижения.
В этих целях необходимо:
обеспечить регулярную публикацию (размещение в сети "Интернет") брошюры "Бюджет для граждан". Это даст в доступной форме информировать население о местном бюджете, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
Информация, публикуемая в открытых источниках, позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и эффективности их расходования.
------------------------------------------------------------------