Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 26.02.2014 N 237 "О законодательной инициативе Совета народных депутатов Кемеровской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2014 г. № 237
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 74.1
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Рассмотрев представленный депутатами Совета народных депутатов Кемеровской области А.В.Синицыным, В.С.Гершгориным, А.В.Колбаско, Н.П.Неворотовой, Р.Ф.Фахрутдиновой, В.И.Шмаковой, А.А.Эйрихом проект федерального закона "О внесении изменения в статью 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и руководствуясь статьей 23 Закона Кемеровской области "О Совете народных депутатов Кемеровской области", Совет народных депутатов Кемеровской области постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Направить указанный законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Т.О.Алексеевой, Б.В.Михалеву и П.М.Федяеву представлять указанный законопроект в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Совета народных депутатов Кемеровской области Н.В.Зинкевич.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета
Е.В.КОСЯНЕНКО
Вносится
Советом народных депутатов
Кемеровской области
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 74.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Внести в пункт 1 части 13 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2009, № 19, ст. 2280; 2011, № 48, ст. 6730; 2013, № 43, ст. 5454) изменение, изложив его в следующей редакции:
"1) направление по его месту жительства не менее чем за 10 дней до дня проведения соответствующего заседания уведомления о дате и месте проведения заседания, а также обращения депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проекта решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку. Одновременно данное уведомление и порядок ознакомления с указанными обращением и проектом решения размещаются в средствах массовой информации и на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование);".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 74.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Законопроект разработан в целях решения проблем, выявленных практикой применения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Так, согласно пункту 1 части 13 статьи 74.1 Федерального закона при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должно быть обеспечено заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку.
Данная норма содержит одну из гарантий защиты главы муниципального образования от злоупотребления институтом удаления его в отставку.
Вместе с тем на практике возникают ситуации, когда невозможно выполнить условие, необходимое при рассмотрении и принятии решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Так, в отношении главы Старобачатского сельского поселения Беловского муниципального района (Кемеровская область) возбуждено уголовное дело, сам глава объявлен в федеральный розыск. Таким образом, в течение более трех месяцев он не исполняет обязанности по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, не соблюдает ограничения и запреты, а также не исполняет обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, что является основанием для принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Вместе с тем реализовать свое право и отправить главу Старобачатского сельского поселения в отставку представительный орган муниципального образования не может, поскольку в данной ситуации выполнить условие пункта 1 части 13 статьи 74.1 Федерального закона невозможно в связи с тем, что место нахождения главы не известно.
Так же не редки ситуации в иных субъектах Российской Федерации, связанные со злоупотреблением указанной гарантией главами муниципальных образований, когда мэры отказываются получать уведомление или препятствуют его получению. В результате депутаты вынуждены "ловить" глав муниципальных образований в аэропорту перед отбытием в отпуск, перед началом деловых мероприятий, зачитывать вслух тексты уведомлений и снимать все процедуры на видеопленку (Московская область, Челябинская область).
На основании изложенного законопроектом предлагается обязанность представительного органа муниципального образования по обеспечению заблаговременного получения главой муниципального образования уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомления с обращением и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку заменить обязанностью направить указанные документы по месту жительства главы муниципального образования.
При этом в целях гарантии соблюдения прав главы муниципального образования при удалении его в отставку законопроектом предлагается одновременно с направлением указанных уведомления, обращения и проекта решения размещать текст уведомления и порядок ознакомления с обращением и проектом решения в средствах массовой информации и на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование).
Кроме того, норма пункта 1 части 13 статьи 74.1 Федерального закона содержит такую оценочную формулировку, как "заблаговременное получение им уведомления". Отсутствие четкого понимания, какой срок следует считать "заблаговременным", оставляет почву для злоупотреблений. Проектом закона предлагается устранить данную неопределенность, установив, что необходимые документы направляются главе муниципального образования по его месту жительства не менее чем за 10 дней до дня проведения соответствующего заседания. Данный срок предлагается установить с учетом положений части 7 статьи 74.1 Федерального закона, согласно которой рассмотрение инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
Приложение 1
к проекту федерального закона
"О внесении изменения
в статью
Федерального закона
"Об общих принципах
организации
местного самоуправления
в Российской Федерации"
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 74.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
С принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребуется принятия, внесения изменений, дополнений, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Председатель
Совета народных депутатов
Кемеровской области
Е.В.КОСЯНЕНКО
Приложение 2
к проекту федерального закона
"О внесении изменения
в статью
Федерального закона
"Об общих принципах
организации
местного самоуправления
в Российской Федерации"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Председатель
Совета народных депутатов
Кемеровской области
Е.В.КОСЯНЕНКО
------------------------------------------------------------------