По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.12.2014 по делу N А27-21024/2014 <Требование о привлечении к административной ответственности удовлетворено, поскольку установлен факт непринятия исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, регулирующего деятельность в области организации торговли и оборота мясной продукции>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 декабря 2014 г. по делу № А27-21024/2014

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Конаревой И.А.
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах, г. Мариинск (ОГРН 1054205036434, ИНН 4205081760)
к индивидуальному предпринимателю Г., г. Мариинск (ОГРНИП 304421328700041, ИНН 421300090748)
о привлечении к административной ответственности

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Ленинск-Кузнецком, г. Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе (далее - Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Индивидуальный предприниматель в установленные определением суда от 12.11.2014 сроки отзыв на заявление Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области не представил. Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области в рамках установленного определением суда от 12.11.2014 срока дополнительно в адрес арбитражного суда какие-либо материалы не направило.
Суд, руководствуясь частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривает дело на основании имеющихся в деле доказательств.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области на основании распоряжения № 1871-14 от 16.09.2014 в отношении индивидуального предпринимателя Г. проведена плановая выездная проверка.
В ходе проведения проверки на 14-00 часов 28.10.2014 установлено: на колбасных изделиях и мясопродуктах (колбаски полукопченые "Охотничьи", колбаса "Польская", колбаса вареная "Сибирская", колбаса "Мясная мозаика", колбаса полукопченая "Краковская", колбаса "Чайная", холодец "Домашний", колбаса ливерная), вырабатываемых в колбасном цехе "Бекон" ИП Г., расположенном по адресу: <...>, отсутствует обязательная маркировка, предусмотренная требованиями технических регламентов и подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции, содержащая следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции, количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; показатели пищевой ценности пищевой продукции; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генномодифицированных организмов (далее - ГМО); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
в магазине "Бекон" ИП Г., расположенном по адресу: <...>, реализуются колбаски полукопченые "Охотничьи" производства ИП Г. в количестве 1,3 кг без обязательной маркировки; в павильоне "Бекон", расположенном по адресу: г. Мариинск, привокзальная площадь, реализуются колбасные изделия производства ИП Г. (колбаса "Чайная" в количестве 1,0 кг, колбаса "Польская" в количестве 1,2 кг, колбаса вареная "Сибирская" в количестве 1,0 кг) без обязательной маркировки; в магазине "Бекон", расположенном по адресу: <...> реализуется холодец "Домашний" в количестве 1 упаковки по 0,7 кг, колбаса вареная "Сибирская" в количестве 1,2 кг, колбаса "Чайная" в количестве 1,3 кг производства ИП Г. без обязательной маркировки; в магазине "Бекон", расположенном по адресу: <...> реализуются колбаса "Чайная" в количестве 1,5 кг, колбаса "Мясная мозаика" в количестве 0,5 кг, колбаса вареная "Сибирская" в количестве 2,1 кг производства ИП Г. без обязательной маркировки, что является нарушением статьи 4 ТР ТС 022/2011 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 881, раздела XI п. 106 - 116, п. 121 ТР ТС 034/2013 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", статьи 39 ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", гл. 2 раздела 1 п. 1.4 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) от 28.05.2010 № 299, п. 4.2 ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования".
Выявленные Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области в ходе проведения проверки нарушения отражены в акте проверки № 1871-14 от 29.10.2014.
По результатам проверки 17.10.2014 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в присутствии индивидуального предпринимателя Г. составлен протокол об административном правонарушении № 537 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 этого Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие проведение государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов.
Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица и юридические лица. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулирует Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон № 29-ФЗ).
Как следует из положений части 2 статьи 3 и статьи 15 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, не соответствующие требованиям нормативных документов, представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации).
Согласно положениям части 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона № 184-ФЗ установлена обязанность, в том числе, обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия.
Технический регламент Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 (далее - ТР ТС 022/2011), содержит единые обязательные для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки.
Пунктом 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 предусмотрено, что маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим Техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - Технический регламент) вступил в силу с 1 июля 2013 года. Согласно п. 2.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" до 15 февраля 2015 года допускается производство и выпуск в обращение пищевой продукции в соответствии с обязательными требованиями к пищевой продукции в части ее маркировки, установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза до дня вступления в силу Технического регламента.
Соответствие мясной продукции, вырабатываемой ИП Г. подтверждено ТР ТС 022/2011 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", ТР ТС 034/2013 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) от 28.05.2010 № 299.
Согласно разделу XI п. 106 - 116 ТР ТС 034/2013 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" маркировка продуктов убоя и мясной продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).
В соответствии с п. 121 ТР ТС 034/2013 маркировка колбасных изделий, продуктов из мяса и продуктов из шпика должна соответствовать требованиям, указанным в пунктах 106 - 116 настоящего технического регламента, а также следующим требованиям:
а) в маркировке указывается информация о группе мясной продукции ("мясной", "мясосодержащий", "мясорастительный", "растительно-мясной"), виде мясной продукции ("колбасное изделие", "продукт из мяса", "продукт из шпика"), способе технологической обработки ("вареные", "копченые", "полукопченые", "варено-копченые", "сырокопченые", "сыровяленые", "запеченные", "копчено-запеченные", "варено-запеченные", "жареные", "соленые");
б) в маркировке замороженной продукции указывается информация о термическом состоянии ("замороженный");
в) в маркировке указывается (при наличии) информация о категории или сорте колбасных изделий, продуктов из мяса и продуктов из шпика;
г) в маркировке колбасных изделий дополнительно может указываться информация о колбасных изделиях (например, "колбаса", "колбаски", "сосиски", "сардельки", "шпикачки", "колбасный хлеб");
д) в маркировке продуктов из мяса дополнительно может указываться информация о продуктах из мяса исходя из анатомического признака (например, "грудинка", "бекон", "шейка", "рулька").
Согласно статьи 39 ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и, предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания). Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза неупакованной пищевой продукции наносится на товаросопроводительные документы, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с п. 1.4 главы 2 раздела 1 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) от 28.05.2010 № 299 маркировка пищевых продуктов должна соответствовать национальному законодательству государств - членов таможенного союза.
Согласно требованиям Национального стандарта - п. 4.2 ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" информация должна содержать: наименование продукта; категория, сорт (при наличии); наименование и местонахождение изготовителя [юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)] и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии); товарный знак изготовителя (при наличии); масса нетто или количество; состав продукта; пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава; пищевая ценность; дата изготовления и дата упаковывания; условия хранения; срок годности; обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о подтверждении соответствия.
Пункт 4.2.2.2 дополнительные требования к содержанию информации Колбасные изделия и продукты из мяса: термическое состояние (охлажденные, замороженные); упаковано под вакуумом (при наличии вакуума в упаковке).
На колбасные изделия в искусственной оболочке информацию частично или полностью допускается наносить непосредственно на оболочку.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель при осуществлении предпринимательской деятельности нарушил требования Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) от 28.05.2010 № 299.
Факты нарушений, перечисленных в протоколе об административном правонарушении, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, действия квалифицированы правильно.
Индивидуальный предприниматель, осуществляя деятельность, имел возможность обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения.
Таким образом, вина индивидуального предпринимателя заключается в непринятии исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, регулирующего деятельность субъектов в области организации торговли и оборота продовольственных товаров.
Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Протокол составлен должностным лицом в пределах его компетенции и компетенции административного органа. Срок давности привлечения к административной ответственности к моменту рассмотрения дела в суде не истек.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области о привлечении индивидуального предпринимателя Г. к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Учитывая то обстоятельство, что административный орган не ссылается на отягчающие ответственность предпринимателя обстоятельства, суд назначает наказание в пределах минимальной санкции, установленной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206, 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленное требование удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Г., 13.02.1953 года рождения, место рождения: <...>; адрес места регистрации: 652155, <...> запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена 13.10.2004 (ОГРНИП 304421328700041, ИНН 421300090748), к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства оплаты в десятидневный срок представить суду и заявителю.
При отсутствии документов, свидетельствующих об уплате административного штрафа в указанный срок, штраф будет взыскан заявителем принудительно на основании настоящего решения.
Реквизиты для уплаты штрафа:
УФК по Кемеровской области
(Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области)
расчетный счет № 40101810400000010007
ИНН 4205081760 БИК 043207001
КПП 420501001 ОКАТО 32 422 000 000 (ОКТМО 32616101)
ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области, г. Кемерово
КБК 141 1 16 01000 01 6000 140
штраф Роспотребнадзор
На решение может быть подана жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья
И.А.КОНАРЕВА


------------------------------------------------------------------