По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.04.2014 N 287-р "Об утверждении Концепции развития культуры и искусства в Кемеровской области на период до 2025 года"



КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. № 287-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

В целях повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства Кемеровской области:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития культуры и искусства в Кемеровской области на период до 2025 года.
2. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам образования, культуры и спорта) Е.А.Пахомову.
4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ





Утверждена
распоряжением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 18 апреля 2014 г. № 287-р

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Введение

Концепция развития культуры Кемеровской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством в сфере культуры.
Культура является неотъемлемой частью всех сторон нашей жизни и не может существовать сама по себе, в отрыве от людей. Человек формируется, прежде всего, в культурной среде, от качества которой зависит то, какими становимся мы, наши дети, как выглядит коллективный портрет современного общества. На протяжении всей отечественной истории культура воспитывала, обогащала, служила источником духовного опыта нации, основой для консолидации нашего многонационального народа.
Она в значительной степени обеспечила авторитет, влияние России в мире, объективно помогла ей стать великой державой. Помня об этом, мы должны эффективно использовать свой гуманитарный ресурс, повышать международный интерес к нашей истории, к традициям, к языку, к культурным ценностям.
При создании Концепции учитывалось фундаментальное значение культуры как важнейшего ресурса устойчивого социально-экономического развития страны, региона, регулятора поведения и основы деятельности человека как в его частной, так и общественной жизни.
Концепция не содержит полного перечня конкретных мероприятий, она носит установочный характер и должна стать базой, практическим инструментом формирования государственной программы в сфере культуры, а также основным базовым документом для разработки планов, отдельных проектов учреждений культуры, финансируемых из областного бюджета.
Концепция может стать основой для консолидации усилий органов исполнительной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, учреждений культуры, а также общественных организаций и граждан по созданию единого информационно-культурного пространства, выработке основных критериев и нормативно-правовых основ долгосрочной культурной политики, обеспечению комплексного развития сферы культуры, решению имеющихся в отрасли проблем.
Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений характера, масштаба и содержания проблем развития культуры, а также конкретизироваться в других концептуальных, стратегических, нормативных правовых документах, содержащих разделы и затрагивающих вопросы развития культуры Кемеровской области.
Концепция определяет основные цели, задачи государственной политики в области культуры и является основой для формирования программ, планов развития культуры на среднесрочную, долгосрочную перспективы.
Концепция учитывает модернизацию всех направлений сферы культуры и будет способствовать: повышению эффективности отрасли за счет увеличения вклада культуры в процесс улучшения жизни граждан; оживлению культурной жизни Кемеровской области - увеличению разнообразия культурного предложения и числа культурных событий; консолидации действий субъектов, реализующих стратегию социально-экономического развития территории.
В Концепции учтены актуальность, современное состояние, цели, задачи, направления развития и ожидаемые результаты реализации Концепции во всех сферах региональной культуры.
Государственная политика в сфере культуры в Кемеровской области направлена на сохранение исторического и культурного наследия, укрепление единого культурного пространства, создание условий для равной доступности культурных благ для кузбассовцев, поддержание самобытных национальных культур Кузнецкого края, развитие духовно-нравственных интересов личности, повышение туристической, деловой привлекательности и конкурентоспособности Кузбасса.

I. Анализ состояния объектов культуры и искусства
Кемеровской области и оценка существующего положения
в отрасли

Таблица 1

Сеть учреждений культуры, искусства, кино, образовательных
организаций культуры и искусств Кемеровской области
за 2011 - 2013 гг.

Учреждения культуры и искусства по видам
2011
2012
2013
1
2
3
4
Библиотеки
706
702
702
Клубы
708
709
709
Народные коллективы
315
320
320
Киноустановки
143
139
139
Музеи
41
40
40
Выставочные залы
4
4
4
Детские школы искусств
125
125
124
Парки культуры и отдыха
6
4
4
Профессиональные театры
7
7
7
Концертные залы
1
1
1
Кинотеатры
10
6
6
Профессиональные образовательные организации
5
5
5
Прочие учреждения
43
53
52
ИТОГО
2114
2115
2114

Кемеровская область обладает значительным культурным и творческим потенциалом.
По состоянию на 01.01.2014 сеть учреждений культуры состоит из 460 юридических лиц (из них 25 областных учреждений): 380 бюджетных, 31 казенное, 49 автономных. По видам деятельности в сфере культуры насчитывается 2114 сетевых единиц.
В Кемеровской области работает: 7 профессиональных театров, Кемеровская государственная областная филармония, 702 библиотеки, 709 клубов, 40 музеев и 4 выставочных зала, 145 кинотеатров и киноустановок, 4 парка культуры и отдыха, Губернаторский культурный центр "Юные дарования Кузбасса", 6 творческих союзов.
Участниками творческих союзов являются более 300 актеров, музыкантов, хореографов, профессиональных художников, дизайнеров, композиторов и литераторов. Для успешной работы творческой интеллигенции имеются Дом актера, Дом художника, Дом литераторов в г. Кемерово, Дом творческих союзов в г. Новокузнецке, что в значительной степени влияет на качество жизни жителей Кемеровской области.
Кемеровская область имеет одну из лучших в стране и Сибирском федеральном округе многоуровневую систему подготовки кадров. Сеть образовательных учреждений культуры состоит из 124 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 5 средних специальных образовательных учреждений, Кемеровского государственного университета культуры и искусств. В указанных учреждениях культуры обучаются свыше 33 тыс. учащихся и студентов.
В настоящее время перед отраслью культуры Кемеровской области стоит ряд проблем, одной из которых является оптимизация сети учреждений с учетом методических рекомендаций по составу приоритетных структурных преобразований в отрасли культуры в связи с исполнением Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и распоряжения Губернатора Кемеровской области от 10.09.2012 № 60-рг "Об исполнении отдельных указов Президента Российской Федерации В.В.Путина в Кемеровской области", а также рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации от 31.10.2012.
Так, за период 2012 - 2013 гг. проведен мониторинг эффективности деятельности детских школ искусств. Анализ показал, что в сельской местности на сегодняшний день не актуальны такие узкопрофильные учреждения дополнительного образования детей, как детские музыкальные и художественные школы. Итогом проведенных мероприятий стала реорганизация детских музыкальных и художественных школ в детские школы искусств. Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области по согласованию с органами местного самоуправления будет проведена оптимизация сети детских школ искусств с целью повышения качества услуг и удовлетворения потребностей населения муниципальных образований.

Таблица 2

Обеспеченность населения Кемеровской области учреждениями
культуры и искусства

Виды учреждений
По норме <*>
Факт 2013 года
Отклонение
Библиотеки
1040
702
-338
Клубы
782
709
-73
Народные коллективы
320
320
0
Киноустановки
220
139
-81
Музеи
87
40
-47
Выставочные залы
36
4
-32
Детские школы искусств
164
124
-40
Парки культуры и отдыха
43
4
-39
Профессиональные театры
7
7
0
Концертные залы
1
1
0
Кинотеатры
34
6
-28
Профессиональные образовательные организации
5
5
0
Прочие учреждения
53
53
0
ИТОГО
2792
2114
-678

--------------------------------
<*> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.10.99 № 1683-р, раздел "Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства".

Таблица 3

Обеспеченность населения Кемеровской области учреждениями
культуры в сравнении с регионами Западной Сибири
и среднероссийскими показателями

Регионы
Число библиотек всех ведомств
Число клубов всех ведомств
Число концертных организаций системы Министерства культуры Российской Федерации
Число музеев всех ведомств
Число парков системы Министерства культуры Российской Федерации
Число школ искусств системы Министерства культуры Российской Федерации
Число театров всех ведомств
на 100 тыс. жителей
на 1 млн. жителей
Всего по России
32,1
32,4
0,1
18,0
2,7
37,2
4,2
Алтайский край
35,3
51,4
0,1
23,8
3,3
47,5
2,5
Республика Алтай
77,5
88,9
1,0
19,0
0
61,8
4,8
Кемеровская область
25,6
25,9
0,04
16,0
1,5
45,2
2,6
Новосибирская область
18,0
18,2
0,1
10,7
3,7
33,2
3,7
Омская область
41,9
55,9
0,3
21,3
1,5
40,0
5,1
Томская область
26,5
28,8
0,1
15,0
0,9
30,1
5,6
Тюменская область
14,2
18,2
0,03
1,7
0
9,7
1,1

Во всем мире с ростом образования и достатка люди все больше средств тратят на культуру. По данным Евростата, расходы на культуру и отдых увеличиваются с каждым десятилетием. Российская статистика показывает устойчивый рост спроса на культурные продукты. Так, в 1995 году доля расходов на культуру составляла 0,2% от общих расходов населения, а в 2012 году уже 3%.

Таблица 4

Бюджетное финансирование культуры Кемеровской области

Год
Утвержденный бюджет культуры
(млн. руб.)
Фактическое финансирование
(млн. руб.)
% финансирования к бюджету культуры
% утвержденного бюджета культуры к областному бюджету
2011
4240
4018
94,8
3,0
2012
4556
4419
97
3,2
2013
4875
4740,3
97,2
3,4

Таблица 5

Средняя заработная плата в сфере культуры


Период (годы)
Показатели
2011
2012
2013
1
2
3
4
Всего учреждений культуры, искусства и образовательных организаций культуры и искусств
2114
2115
2114
в т.ч. областных
25
25
25
Численность работников в отрасли - всего (тыс. чел.)
17289
17254
17236
в т.ч. областных
2396
2394
2392
Средняя заработная плата работников культуры (руб.)
9331
10715
14557
Соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры и средней заработной платы в Кемеровской области (%)
45,6
45,9
56,1
Средняя заработная плата преподавателей дополнительного образования детей (руб.)
13422
15276
19461
Соотношение средней заработной платы преподавателей дополнительного образования и средней заработной платы в Кемеровской области (%)
65,4
65,5
75
Средняя заработная плата преподавателей среднего профессионального образования (руб.)
14756
17043
19461
Соотношение средней заработной платы преподавателей среднего профессионального образования и средней заработной платы в Кемеровской области (%)
72
73
75

Бюджетная система Кемеровской области достаточно эффективно поддерживает учреждения культуры, кино, искусства и образовательные учреждения культуры. С каждым годом все больше выделяется средств на развитие культуры Кемеровской области.
Бюджет культуры направляется на обеспечение функционирования и сохранности учреждений культуры, проведение работ по капитальному ремонту, реконструкции, укрепление материально-технической базы учреждений и информационного пространства, поддержку молодых дарований, повышение эффективности управления и организации деятельности сферы культуры Кемеровской области.

Строительство и реконструкция

За последние четыре года в сфере культуры были проведены работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на сумму 3,5 млрд. рублей, в т.ч. наиболее значимые объекты по годам:
в 2010 году:
Новокузнецкий драматический театр;
Дом культуры "Железнодорожник", г. Междуреченск;
в 2011 году - Дом культуры "Энергетик", г. Калтан;
в 2012 году:
Государственный музыкальный театр Кузбасса;
Городской центр культуры, г. Мыски;
в 2013 году:
Дом культуры им. Ярославского, г. Ленинск-Кузнецкий;
Дом культуры в с. Топки и другие объекты.
В областных учреждениях по программе энергосбережения были заменены оконные блоки, смонтированы тепловые узлы с погодным регулированием, выполнены работы по устройству тамбур-шлюзов и ремонту крыш с заменой утеплителя. Во всех учреждениях проведен энергоаудит.

Таблица 6

Финансирование по программе энергосбережения

млн. руб.
N
Год
Областной бюджет
Федеральный бюджет
1
2
3
4
1
2011
11,5
-
1
2
3
4
2
2012
1,4
6,4
3
2013
3
-
Итого

15,9
6,4

Программа "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" В рамках реализации указанной программы выполнены мероприятия по доступу инвалидов и маломобильных групп в ГОУСПО "Новокузнецкий колледж искусств", ГОУСПО "Кемеровский колледж культуры и искусств", ГБУК "Кемеровская областная научная библиотека им. Ф.Д.Федорова", ГАУК "Новокузнецкий драматический театр", ГАУК Кемеровской области "Государственный музыкальный театр Кузбасса им. А.К.Боброва".

Кадровое обеспечение отрасли. Численный и профессиональный состав работников культуры. Подготовка кадров

В учреждениях культуры и искусства, отраслевых образовательных организациях Кузбасса работает более 17 тыс. человек (меньше на 34 человека в сравнении с 2011 годом), из них 9421 тыс. специалистов и творческих работников. Средний возраст работников сферы культуры 43 года. Из числа всех работающих - 70% женщины.
Наибольший прирост численности специалистов за истекшие годы произошел в клубах и образовательных организациях. Заметно уменьшилось число творческих работников в парках культуры и отдыха, учреждениях кино, что связано с сокращением сети этих организаций.

Таблица № 7

Обеспеченность населения кадрами организаций культуры
системы Министерства культуры Российской Федерации
(число работников на 10 тыс. жителей)

Регионы
Библиотеки
Клубы
Концертные организации
Музеи
Парки
Школы
Театры
1
2
3
4
5
6
7
8
Всего по России
8,9
19,4
2,0
3,0
0,8
10,3
4,7
Алтайский край
8,2
27,5
1,3
2,2
0,2
10,0
2,8
Республика Алтай
24,9
53,2
2,9
3,8
-
13,8
3,1
Кемеровская область
11,0
23,4
1,2
2,4
0,1
12,5
2,6
Новосибирская область
9,3
24,5
2,7
1,8
1,8
9,5
3,9
Омская область
10,9
22,5
2,7
3,3
1,5
9,2
7,4
Томская область
10,5
14,3
1,2
2,8
1,2
6,4
5,9
Тюменская область
4,0
6,9
0,5
1,1
0,3
2,6
1,0

Исходя из данных таблицы, обеспеченность населения Кузбасса кадрами учреждений культуры несколько выше общероссийских показателей в библиотеках (+2,1), клубах (+4), организациях дополнительного образования (+2,2), меньше общероссийских показателей в концертных организациях (-0,8), музеях (-0,6), парках культуры и отдыха (-0,7), театрах (-2,1).
Существующая в Кемеровской области сеть образовательных организаций культуры и искусства способна в значительной степени удовлетворить потребность в кадрах этих направлений и отрасли в целом. В Кемеровской области имеется государственный университет культуры и искусств, действуют 5 профессиональных образовательных организаций.
За последние пять лет в среднем на 2% увеличилась доля работающих в отрасли специалистов с высшим образованием и средним профессиональным образованием и составила 67,2%. В настоящее время в образовательных организациях отрасли высшее образование имеют 91,2%, среднее профессиональное - 8,1% преподавателей.
Профессиональное образование также имеют 71,8% творческих работников театров и концертных организаций, 59,6% работников библиотек и около 50% работников других учреждений культуры и искусства.
Очень удачными стали 1 - 2-годичные школы для различных категорий работников культуры: школа сценарно-режиссерского мастерства, школы директоров централизованных библиотечных систем и сельских домов культуры, главных бухгалтеров и другие.
Вместе с тем наблюдается отток квалифицированных специалистов из отрасли.
Сохраняется разрыв в оплате труда в промышленности и в сфере культуры и искусства.
Происходит старение кадров, несколько страдают общая культура, профессиональные способности, квалификация, самосознание, отношение к делу, производительность труда; существует дефицит кадров в отдельных территориях и учреждениях, в том числе дефицит современных кадров, владеющих идеологией современной культуры, передовыми технологиями (профессиональными, информационными, экономическими и социальными, в том числе навыками владения персональным компьютером и оргтехникой).
Вышеперечисленные недостатки связаны с низкой заработной платой, слабой социальной защищенностью и невысоким социально-экономическим престижем и имиджем культурной сферы в целом и отдельных профессий работников культуры, нереализованностью культурного потенциала Кемеровской области для формирования ее положительного имиджа в стране.
В связи с исполнением Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в задачи по работе с кадрами отрасли входят:
введение в действие эффективного контракта при оформлении трудовых отношений, в котором будут конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки;
заключение трехсторонних договоров (работодатель, учебное заведение, выпускник);
повышение квалификации, подготовка и переподготовка специалистов;
формирование резерва кадров на руководящие должности и должности специалистов.

Современное состояние художественного образования Кемеровской области

В настоящее время художественное образование Кемеровской области представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, реализующих различные уровни обучения:
предпрофессиональное (124 школы искусств); среднее профессиональное (5 колледжей);
высшее (Кемеровский государственный университет культуры и искусств);
дополнительное профессиональное (областной учебно-методический центр работников культуры и искусства).
В Кемеровской области охват детского населения в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием составляет 67,5%. За последние годы был сохранен контингент учащихся, который ежегодно увеличивается в среднем на 150 человек. По данным Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, лицензии на обучение по предпрофессиональным программам получили 66 школ из 124, что составляет 53%.
Более 1500 преподавателей детских школ искусств имеют высшее образование, что составляет 57,3%. В школах работает около 53,6% преподавателей в возрасте до 55 лет.
Количество преподавателей, имеющих высшую категорию, за последние годы увеличилось с 621 до 636 человек.
Ежегодно повышают квалификацию не менее 600 руководителей и преподавателей детских школ искусств (22,4%).
В среднем процент выпускников школ искусств, поступающих в профессиональные образовательные организации культуры и искусств, составляет 8,1%, в образовательные организации высшего образования - 3,6%. Таким образом, каждый восьмой выпускник школы искусств продолжает обучение по своему профилю, 54% выпускников профессиональных образовательных организаций культуры и искусств Кемеровской области в последние годы продолжили обучение в различных профильных образовательных организациях высшего образования.
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования составит не менее 71%;
доля учащихся, прошедших промежуточную аттестацию, составит не менее 80%;
увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8% и расширение доступности художественного образования для различных категорий, в том числе детей с ограниченными возможностями, одаренных детей, детей-сирот и т.д.;
обновление образовательных программ по повышению квалификации работников учреждений сферы культуры и искусства;
обеспечение перехода на эффективный контракт с педагогическими работниками;
увеличение средней заработной платы педагогических работников профессиональных образовательных организаций культуры и искусств;
повышение уровня удовлетворенности жителей Кемеровской области качеством предоставляемых государственных и муниципальных образовательных услуг в сфере культуры и искусства.
Прогнозируемые перспективы развития художественного образования в Кемеровской области позволят остаться на первом месте в Сибирском федеральном округе и шестом в России по количеству образовательных организаций культуры и искусств.

Современное состояние библиотечного дела в Кемеровской области

Библиотечное обслуживание населения Кемеровской области осуществляют 1640 библиотек различных организационно-правовых форм и форм собственности.
Около 48% от общего числа библиотек составляют библиотеки образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории Кемеровской области, 43% - общедоступные библиотеки и 9% - специальные библиотеки предприятий, учреждений, организаций.
Основной объем услуг населению Кемеровской области по месту их жительства оказывают 699 публичных библиотек, объединенных в 35 централизованных библиотечных систем. Большая часть муниципальных библиотек Кузбасса - 475 библиотек (68%) - находится в сельской местности. 224 библиотеки муниципального уровня работают в городских округах и городских поселениях. Государственные библиотеки представлены центральной библиотекой региона - Кемеровской областной научной библиотекой им. В.Д.Федорова - и специальными центральными библиотеками Кузбасса: Кемеровской областной библиотекой для детей и юношества и Кемеровской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих. Все областные библиотеки являются для муниципальных библиотек методическими центрами по организации информационно-библиотечного обслуживания различных категорий пользователей.
Публичные библиотеки Кемеровской области обслуживают свыше миллиона читателей.
Процент охвата населения библиотечным обслуживанием составляет 39%, на селе этот показатель значительно выше - 55,8%. Здесь библиотека играет значительную роль в социальной и культурной жизни сообщества, являясь зачастую единственным бесплатным источником информации, местом общения и проведения досуга.
На 01.01.2013 документный фонд муниципальных библиотек Кемеровской области составляет 12 343 789 экземпляров. Основная часть фонда - печатные издания.
Модельный стандарт деятельности публичных библиотек ориентирует на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, которая составляет в городе 5 - 7 томов на одного человека; на селе - 7 - 9 томов на одного человека, для жителей до 15 лет - до 10 томов на одного человека. По данным за 2012 год средняя книгообеспеченность одного жителя Кемеровской области составляет 4,30 тома на одного человека, при этом в городских округах - 3,05 тома; муниципальных районах - 8,98 тома; для жителей до 15 лет - 6,1 тома. В целом по муниципальным библиотекам Кемеровской области показатель новых поступлений на тысячу жителей составляет 133 экземпляра, по модельному стандарту - 250 экземпляров на тысячу жителей.
В библиотеках Кемеровской области налажена работа по переводу в электронный формат ценной информации краеведческого характера в рамках корпоративных проектов, основная цель которых - создание полнотекстовых электронных коллекций. Благодаря реализации этих проектов появилась возможность предоставлять пользователям Кузбасса, России и зарубежных стран практически недоступные до настоящего времени издания.
Идет процесс постепенного внедрения современных информационных технологий:
увеличивается количество автоматизированных рабочих мест для пользователей, создаются собственные электронные базы данных, предоставляются новые виды библиотечных услуг более высокого качества.
Происходит качественное изменение форм деятельности библиотеки. Ситуация, когда доступ к документам для получения необходимой информации возможен без физического присутствия в библиотеке, стала вполне реальной и повседневной.
Виртуальное справочное обслуживание в настоящее время активно применяется в практике работы библиотек.
На территории Кемеровской области функционирует 31 виртуальный читальный зал регионального проекта "Электронная библиотека Кузбасса". Благодаря данной форме работы жители городов и районов могут в удаленном режиме получить доступ к информационным ресурсам Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д.Федорова. На базе виртуальных читальных залов ведется также обучение населения компьютерной грамотности. 38 муниципальных библиотек активно предоставляют информационные услуги на собственных сайтах и веб-страницах. За последние 10 лет в Кемеровской области создано 103 публичных центра правовой информации.
Развивается культурно-досуговая и просветительская деятельность библиотек.
Библиотеки востребованы как многофункциональные культурные центры досуга, где значительное место отводится возрождению традиций семейного отдыха, популяризации истории и культуры края, продвижению чтения среди различных категорий населения.
Вместе с тем в развитии библиотечного дела Кемеровской области существует ряд проблем, требующих решения: неудовлетворительное состояние фондов библиотек; недостаточные темпы информатизации библиотек; неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек: 15 библиотек требует капитального ремонта, большинство библиотек не обеспечено современными системами пожарно-охранной сигнализации, пожаротушения, климатического контроля. Только 12 из 35 централизованных библиотечных систем Кемеровской области имеют свой транспорт.
Стратегическими целями развития библиотечного дела в Кемеровской области являются:
создание оптимальных и равных условий для самообразования, развития творческого потенциала населения различных территорий Кемеровской области;
дифференцированный подход к библиотечному обслуживанию различных категорий населения Кемеровской области, особенно детей и молодежи;
социальная направленность специализированного библиотечного обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями, содействие их социальной адаптации в обществе через книгу;
сохранение и приумножение, популяризация национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках;
приобщение населения к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям.
Обозначенные цели будут достигнуты путем решения следующих задач:
создание единого библиотечно-информационного пространства региона как одного из условий устойчивого развития и позитивных социальных преобразований;
развитие виртуального обслуживания удаленных пользователей, предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере библиотечного дела в электронном виде;
интеграция библиотечных информационных ресурсов региона в российские и международные информационные сети;
развитие материально-технической базы библиотек Кемеровской области;
увеличение темпов информатизации библиотечных процессов;
обеспечение безопасности библиотек и сохранности библиотечных фондов как части отечественного и мирового культурного наследия;
поддержка и развитие сельских библиотек и библиотек малых и средних городов Кемеровской области, создание модельных библиотек.
По предварительной оценке ожидаемой результативности Концепции устанавливаются следующие ориентиры (индикаторы):
увеличение охвата населения библиотечным обслуживанием до 45%;
доля публичных библиотек, подключенных к сети "Интернет" - 90%;
доля публичных библиотек, имеющих персональные компьютеры, - 100%;
доля ежегодного обновления документных фондов муниципальных публичных библиотек - 7%;
уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления библиотечных услуг - 95%.

Современное состояние театрального дела Кемеровской области

Кемеровская область в полном объеме обеспечена музыкальными театрами, театрами драмы, юного зрителя и кукол. Функцию театра оперы и балета выполняет государственное автономное учреждение культуры Кемеровской области "Государственный музыкальный театр Кузбасса имени народного артиста Российской Федерации А.К.Боброва", на сцене которого идут оперные и балетные спектакли, а также мюзиклы и постановки в жанре оперетты.
Приоритетными направлениями поддержки гастрольной деятельности на региональном уровне являются гастрольные проекты, направленные на включение театров Кемеровской области в общекультурное российское пространство, - обменные гастроли региональных театров, выездные мероприятия в муниципальных образованиях.
За последние три года с участием театров Кузбасса были реализованы три крупных межрегиональных гастрольных проекта "Гастрольная карта Сибири", "Театральный перевал" и "Театральное ТриО", включившие в себя обменные гастроли семи крупных драматических театров городов Сибири и Урала.
Показатель посещаемости театров Кемеровской области за 2012 год составил 489,4 тыс. человек. Основными факторами, определяющими репертуарную политику театров, являются актуальность драматургического материала и возможность творческого эксперимента. Годовой репертуар театров Кемеровской области состоит из 217 постановок, в их числе русская и зарубежная классика, пьесы современных российских и иностранных авторов. Количество спектаклей, показанных кузбасскими театрами в 2012 году, составило 2688.
Цена билетов на спектакли репертуарных театров Кемеровской области находится в диапазоне от 80 до 500 рублей. Повышение доступности для малообеспеченных групп населения реализуется путем установления дифференцированных расценок на места в зрительном зале, обеспечивающих наличие определенного количества недорогих билетов, а также показа целевых спектаклей для социально незащищенных категорий населения.
Крупные инвестиции в развитие театрального дела Кемеровской области позволили в последние годы осуществить строительство, реконструкцию и реставрацию зданий Новокузнецкого драматического театра и Музыкального театра Кузбасса им. А.Боброва, оснастить их современным техническим, световым и звуковым оборудованием, внедрить высокотехнологичные системы жизнеобеспечения и безопасности зданий.
С 2012 года учреждены гранты Губернатора Кемеровской области на реализацию социально значимого творческого проекта в сфере театрального искусства для драматических и музыкального театров Кемеровской области в размере 500 тыс. рублей, а также грант на постановку кукольного спектакля для детей в размере 100 тыс. рублей. Учреждены 20 премий Губернатора Кемеровской области в сфере театрального искусства в размере 20 тыс. рублей каждая, которые вручаются артистам за творческие достижения в театральном сезоне.
В настоящее время все театрально-зрелищные учреждения Кемеровской области располагают собственными сайтами. На каждом сайте есть форумы и рубрики, обеспечивающие обратную связь со зрителями. Обеспечена возможность заказа билетов через сайт учреждения.
Задачи развития театрального дела:
изучение и внедрение лучших достижений мирового театрального процесса в практическую деятельность театров Кемеровской области;
сохранение собственных самобытных традиций и достижений;
создание организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности театров в российском и международном пространстве;
расширение разнообразия театрального предложения;
расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории;
поддержка экспериментальных и малых театральных форм, ориентированных на небольшое количество зрителей, обеспечивающих близкий контакт исполнителей со зрителями.
Для расширения театрального предложения для детей и повышения его качества сформулированы следующие задачи:
привлечение студентов вузов, обучающихся по специальности "Режиссура театра", для постановки дипломных спектаклей для детей;
поддержка гастролей театров с детским и подростковым репертуаром.
Для реализации целей и задач развития театрального дела предусмотрен комплекс мер правового, экономического и организационного характера:
государственная, общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;
поддержка системы самоорганизации в театральном деле;
совершенствование нормативно-правовой базы;
сохранение сети государственных и муниципальных театров;
модернизация их материально-технической базы;
выявление и поддержка молодых талантов, активное привлечение их к работе в профессиональных театральных коллективах;
поддержка и стимулирование гастрольной деятельности;
организация и проведение в Кемеровской области театральных фестивалей и творческих форумов, лабораторий;
привлечение к созданию новых театральных произведений ведущих российских мастеров (постановщиков, сценографов, художников и др.);
повышение уровня обеспеченности населения театральными услугами.
Результатами реализации Концепции должны стать:
увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий;
повышение доступности театрального искусства для жителей региона;
расширение репертуара театров за счет постановок, имеющих патриотическое содержание, ориентированных на детскую и юношескую аудитории;
создание условий для творческого роста молодежи, поддержка молодых талантов;
улучшение материально-технической базы театральных учреждений.

Современное состояние концертного дела Кемеровской области

Государственное автономное учреждение культуры Кемеровской области "Кемеровская государственная областная филармония имени Б.Т.Штоколова" реализует задачи по удовлетворению потребностей населения в различных жанрах сценических искусств: классической и современной симфонической, камерной, народной, вокальной, хоровой, органной, джазовой, эстрадной музыке, художественном слове и хореографии.
Для осуществления задач филармония располагает профессиональными артистическими кадрами: три коллектива, имеющих статус "Губернаторский": симфонический оркестр, камерный хор, театр танца "Сибирский калейдоскоп"; оркестр русских народных инструментов, инструментальный квартет "Элегия", ансамбль скрипачей "Созвучие", инструментальный дуэт Alla Breve, солисты-вокалисты. Общая численность творческого персонала на 01.01.2014 составляет 211 человек. Жанровое предложение филармонии разнообразно.
Осуществляются долгосрочные проекты "Опера в концертном исполнении", "Органисты мира", "Звезды отечественного и мирового классического искусства", "Се время покаяния", "Родина звезды - Кузбасс", другие, в том числе межрегиональные, пользующиеся неизменной популярностью у слушателей. Для детей и юношества успешно реализуются проекты "В филармонию круглый год", "Классика - это классно!", "Неделя музыки - детям".
Филармония активно занимается музыкально-эстетическим просвещением населения через систему абонементных концертов. Тематика абонементов, количество слушателей ежегодно расширяются, что позволяет констатировать повышение спроса населения Кемеровской области на музыкально-образовательные программы. Традиционными стали музыкальные фестивали "Только шедевры", посвященный народному артисту СССР Борису Штоколову, чье имя носит филармония, "Неделя музыки - детям", "Музыка народов Кузбасса" и другие.
Коллективы филармонии гастролируют по городам, муниципальным образованиям Кемеровской области, соседним регионам, за рубежом.
Бюджетное финансирование крупных проектов, таких как выступления народного артиста Российской Федерации Д.А.Хворостовского, симфонического оркестра Мариинского театра под управлением В.А.Гергиева, хора им. Пятницкого, оркестра Шенбрунского дворца и др., способствует выравниванию условий доступа к искусству прославленных коллективов и солистов.
Филармония активно сотрудничает с федеральными и региональными средствами массовой информации, имеет собственный сайт, осуществляет он-лайн продажу билетов через Интернет, выпускает собственную газету, что является одним из условий притока зрителей в концертные залы филармонии.
Творческий продукт, предлагаемый коллективами учреждения, является высококачественным и разнообразным, о чем свидетельствует показатель посещаемости концертов. С 2010 по 2013 год количество зрителей увеличилось на 7,2% по сравнению с предыдущими годами.
Привлечению зрителей в концертные залы способствуют и ценовая политика филармонии, целевые концерты для малообеспеченной категории населения, людей с ограниченными возможностями, приглашение известных солистов-вокалистов, инструменталистов, дирижеров, талантливой молодежи.
Задачами концертного дела на период 2014 - 2025 годов являются:
формирование и развитие общественных потребностей в академической музыке, других жанрах сценических искусств;
поддержка талантливых исполнителей и композиторов Кемеровской области;
модернизация материально-технической инфраструктуры;
систематическая, целенаправленная работа по музыкальному просветительству населения, детей и юношества;
обеспечение планирования и финансирования гастрольной деятельности собственных коллективов;
создание концертных программ высокого художественного уровня, обеспечение их многообразия;
создание единого концертного пространства на территории Кемеровской области.
Ожидаемые результаты:
формирование устойчивого интереса к музыкальному наследию и современной классической музыке, народной музыке и хореографии у различных возрастных категорий населения области;
сохранение доли творческого персонала от общего количества работников учреждения.
Творческие союзы активно участвуют в формировании культурной среды региона, сохранении традиций отечественного искусства, способствуют развитию творческих инициатив и вовлечению в творческую деятельность населения Кемеровской области, в том числе молодежи.
В Кузбассе действуют 6 творческих союзов - Кемеровское отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации, Кемеровское отделение Союза писателей России, Кемеровское отделение Союза российских писателей, Кемеровская организация Союза художников России, Новокузнецкая организация Союза художников России, Кемеровская региональная общественная творческая организация "Союз композиторов Кузбасса". В гг. Кемерово и Новокузнецке работают Дом актера, Дом художников, Дом литераторов Кузбасса и Дом творческих союзов.
В составе Кемеровской и Новокузнецкой организаций Союза художников России состоит 120 художников: живописцев, графиков, скульпторов, художников декоративно-прикладного искусства.
Писательская организация Кузбасса является одной из крупнейших организаций в Сибири, в своих рядах она объединяет более 80 профессиональных литераторов. В составе Кемеровского отделения Союза театральных деятелей России в 2012 году состояло 185 человек.
Поддержка творческих работников культуры и искусства Кемеровской области является одним из приоритетных направлений культурной политики Кузбасса: 95 членов всероссийских творческих союзов писателей, художников, театральных деятелей, находящихся на пенсии либо оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также 8 вдов членов творческих союзов, имевших почетные звания, получают ежемесячные губернаторские пособия в размере 5 тыс. рублей; оказывается разовая материальная помощь на приобретение лекарств и лечение в размере от 15 до 30 тыс. рублей; выделяются бесплатные санаторно-курортные путевки на лечение в санатории "Здравница" (г. Белокуриха) и санаторий "Борисовский"; малообеспеченным семьям членов творческих союзов выделяются бесплатные овощные наборы.
С 1995 года в Кузбассе проводится конкурс на присуждение именных кузбасских премий в области литературы и искусства. Именные кузбасские премии один раз в два года по шести номинациям присуждаются за высокие достижения в области театрального и изобразительного искусства, концертно-исполнительской деятельности, создание особо значимых произведений литературы, получивших широкое общественное признание.
Премиальный фонд каждой номинации составляет 85 тыс. рублей.
Члены творческих союзов - писатели, художники, композиторы, театральные деятели Кузбасса достойно представляют Кемеровскую область на международном, всероссийском и региональном уровнях, участвуют в выставочных и театральных проектах, литературных конференциях и форумах.
Однако наряду с положительной стороной в деятельности творческих союзов существуют и нерешенные проблемы, требующие серьезного внимания. Прежде всего это старение кадров, 87% членов творческих союзов - это люди в возрасте от 50 до 80 лет, поэтому необходимо создавать условия для притока в организации творческой молодежи и ее профессионального роста.
Перед творческими союзами поставлены следующие задачи:
открытие молодежных секций при творческих союзах;
возобновление проведения образовательных и стажировочных мероприятий;
поддержка творческих молодежных проектов с дальнейшим привлечением наиболее одаренных к вступлению в члены творческих союзов;
активное использование собственных Интернет-ресурсов для расширения информационного поля. Размещение на сайтах творческих союзов информации и видеоматериалов о значимых культурных событиях, обсуждение на форумах новых книг, спектаклей, выставок, проведение Интернет-голосования;
установление и развитие контактов с другими общественными организациями с целью обмена опытом, проведения совместных мероприятий на межрегиональном и общероссийском уровнях.

Ресурсы развития музейной сферы Кемеровской области

Кемеровская область обладает развитой музейной сетью.
По данным на 01.01.2013, в Кемеровской области насчитывается 3 государственных музея, 41 муниципальный музей и 208 иных форм (ведомственных, корпоративных, частных). По типам населенных пунктов государственные и муниципальные музеи распределяются следующим образом:
30 музеев находятся в городских округах;
8 музеев находятся в сельских поселениях;
6 музеев находятся в административных центрах муниципальных районов.
Старейшие и крупнейшие музейные учреждения сконцентрированы в гг. Кемерово и Новокузнецке. Музеи этих двух городов полноценно воспроизводят культурно-исторические особенности региона, осуществляя необходимые социокультурные функции: культурно-репрезентативную, осмысления и сохранения культурного наследия, информационно-просветительскую, коммуникативную, зрелищно-развлекательную.
Активно развивающимися центрами музейной деятельности на севере Кемеровской области являются г. Мариинск, на юге области - Таштагольский муниципальный район.
По инициативе администраций муниципальных образований здесь созданы крупные муниципальные музейные объединения "Мариинск исторический" и "Трехречье".
Созданы и действуют этномузеи, музейные комнаты, этнические площадки, которые способствуют сохранению материальной духовной культуры народов, проживающих на территории Кемеровской области.
Сложившаяся структура музейной сети государственных и муниципальных музеев Кузбасса характеризуется значительным типовым разнообразием. Наличие 21 краеведческого, 4 исторических, 5 художественных, 3 литературно-мемориальных, 7 музеев-заповедников, 4 выставочных залов создает основу для социально ориентированного, динамичного развития музейной отрасли нашего региона. Кроме этого, музей в малых городах, районных центрах, на селе берет на себя миссию культурного воспроизводства и культурного центра.
Однако, как свидетельствуют статистические отчеты последних лет, общее количество посетителей музеев Кемеровской области в сравнении с предыдущими годами возрастает несущественно, стабилизировавшись на уровне 1,2 - 1,3 миллиона человек.
Ежегодный прирост посещаемости достигается главным образом за счет экспонирования музейных предметов вне стен музейных учреждений.
В среднем по России сегодня на 1000 жителей 600 человек ежегодно приходят в музей. В Кемеровской области этот показатель в настоящее время составляет 530 человек на 1000 жителей, в ближайшие три года прогнозируется его увеличение до 550 жителей на 1000 жителей.
Поэтому есть основания говорить о необходимости возрастания эффективности функционирования музеев, их оптимальной востребованности и соответствующем вкладе в развитие культуры городов и населенных пунктов Кемеровской области.
Проблемы в работе музеев, призванных расширять свою роль в региональном пространстве, определяются далеко не полным их соответствием современной культуре, что и проявляется в недостаточной востребованности музеев, особенно в среде молодежи. Это несоответствие условиям культуры массового информационного общества, которое касается и содержания музейных экспозиций, и характера трансляции информации: краеведческие, исторические музеи редко и несистемно используют формы современной электронной культуры в экспозиции, музеи-заповедники недостаточно включены в региональные и международные туристические маршруты, художественные музеи слабо работают с актуальным искусством и арт-практиками.
Сильная сторона музейной сети Кемеровской области - наличие многообразных богатых фондов (свыше 800 тыс. единиц хранения основных фондов), в том числе уникальных коллекций и предметов, наличие музеефицированных археологических памятников.
Для более успешной работы музеев необходимо повышение эффективности программ и проектов, способствующих созданию на основе фондовых собраний и других потенциальных объектов показа конкурентоспособного музейного продукта, привлекательного как для кузбассовцев, так и для туристов - отечественных и иностранных.
Для решения этой задачи необходимо обеспечить современный уровень хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, модернизировать материальную базу музеев, расширить экспозиционные и фондовые площади, оснастить их современным оборудованием для хранения и представления музейных предметов, мультимедийной и оргтехникой, современными средствами охраны и пожаротушения, создать локальную информационную сеть между музеями и единый электронный каталог музейного фонда Кемеровской области, продолжить работу по переводу в цифровой формат музейных коллекций для включения в базу данных Государственного электронного каталога Музейного фонда Российской Федерации, организовать проведение выставочных проектов, направленных на популяризацию историко-культурного наследия Кемеровской области.
Результатами реализации Концепции развития музеев Кемеровской области на период до 2025 года станет:
повышение уровня компьютеризации и доступа муниципальных музеев к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 100%;
перевод 60% предметов музейного фонда Кузбасса в цифровой вид;
обеспечение удаленного доступа к электронным фондам через веб-сайты 80% музеев;
увеличение количества посещений музеев до 2,2 млн. человек в год;
создание 4 - 6 крупных музейно-туристических центров, интегрированных в систему межрегионального и международного туризма.

Государственная охрана, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия

В Кемеровской области на государственной охране находятся 1362 объекта культурного наследия. Наибольшее количество составляют памятники археологии - 815, памятников архитектуры и градостроительства - 344; истории - 169; монументального искусства - 31. Созданы достопримечательные места в гг. Кемерово, Новокузнецке, Мариинске.
Особое значение при градостроительной и хозяйственной деятельности имеет наличие у объектов культурного наследия границ территорий и зон охраны. Охранные зоны установлены в отношении 20% объектов культурного наследия. Сведения о зонах охраны внесены в государственный кадастр недвижимости и в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.
В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрировано 119 объектов культурного наследия, к 2018 году эту работу планируется завершить.
Осуществляются мероприятия, направленные на сохранение объектов культурного наследия. Заключено 240 охранных обязательств для наложения обременений на собственников (пользователей) объектов культурного наследия. За ненадлежащее сохранение и использование памятников выписано 14 предписаний.
Ведется работа по организации деятельности музеев-заповедников, являющихся целостными историко-культурными и природными комплексами. С развитием историко-культурного туризма музеи-заповедники стали наиболее привлекательными объектами для граждан. Общая посещаемость музеев-заповедников ежегодно составляет более 400 тыс. человек.
Проводятся мероприятия, направленные на популяризацию объектов культурного наследия. Более 25 тысяч кузбассовцев приняли участие в областном конкурсе "Семь чудес Кузбасса", посвященном 70-летию со дня образования Кемеровской области. С целью развития внутреннего и въездного туризма разработан туристический маршрут "Золотое кольцо Кузбасса".
Приоритетные направления, цели и задачи в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия:
выявление объектов, представляющих историко-культурную ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, и их постановка на государственную охрану в качестве объектов культурного наследия;
совершенствование нормативной правовой базы в области охраны объектов культурного наследия. Осуществление государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия. Расширение практики применения мер ответственности за повреждение, разрушение, уничтожение объектов культурного наследия. Заключение охранных обязательств с собственниками (пользователями) объектов культурного наследия;
установление и утверждение границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия. Внесение сведений в государственный кадастр недвижимости и в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности;
завершение регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в плановый период 2018 года. Паспортизация объектов культурного наследия. Совершенствование деятельности музеев-заповедников по обеспечению сохранения и популяризации историко-культурного наследия. Развитие культурно-познавательного туризма.

Современное состояние киноотрасли Кузбасса

В настоящее время государственную политику в сфере кинематографии на территории Кемеровской области осуществляют департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, ГАУК "Кузбасскино" через муниципальные учреждения, осуществляющие кинопоказ в городах и районах Кузбасса. Пройдя через кризис кинопроизводства в стране, последствия реорганизации государственных органов управления кинопрокатом и киносетью, в регионе сохранены государственный кинопрокат и муниципальная киносеть. Кузбасс является одним из ведущих регионов в сфере продвижения кинофильмов и организации кинообслуживания населения.
Сегодня Кемеровская область обладает уникальным государственным фильмофондом, состоящим из 3548 фильмокопий лучших кинолент каждой эпохи и отражающим развитие отечественного и зарубежного кинематографа на протяжении нескольких десятилетий.
За последние 5 лет в государственный фонд Кемеровской области (фонд ГАУК "Кузбасскино") приобретено 72 новых лучших отечественных и зарубежных кинофильма, из общего количества приобретенных за 5 лет фильмов более 60% составляют новые отечественные киноленты. Среди новых фильмов важную роль играют тематические фильмы и социальные кинопрограммы.
Кроме пополнения фильмофонда ГАУК "Кузбасскино" организует на территории Кемеровской области прокат премьерных кинолент на договорной основе. Это дополнительное качественное насыщение репертуара кинотеатров и киноустановок нашего региона.
Охват населения услугами кинопоказа в Кемеровской области за 2012 год составил 70,6%. В городах Кемеровской области число посещений составило 78,4%, в сельской местности число посещений составило 24,9%. Общая посещаемость киносеансов в среднем одним жителем Кемеровской области увеличилась с 0,64 посещения в год в 2006 году до 0,71 посещения в 2012 году. Увеличилось число посещений городским зрителем с 0,56 посещения в 2006 году до 0,78 посещения в 2012 году. Уменьшилось число посещений сельским жителем с 6 посещений в 2006 году до 0,25 посещения в 2012 году.
Эта ситуация обусловлена рядом факторов: сокращение сети киноустановок, недостаточный объем пополнения областного кино-видеофонда, слабая материально-техническая база учреждений культуры.
Стратегическими целями развития киноотрасли в Кемеровской области являются:
пополнение и сохранность фильмофонда, обеспечение премьерного показа;
модернизация кинооборудования;
развитие государственно-частного партнерства;
продвижение новых отечественных кинофильмов в малых, средних городах, сельских территориях Кузбасса;
создание программы по оцифровке и сохранению фильмофонда.
Основные задачи развития киноотрасли Кузбасса:
разработка новых форм организации, расширение спектра услуг кинообслуживания населения;
развитие системы межрегиональных фестивалей видеотворчества;
сохранение и развитие премьерного проката для самых удаленных территорий Кемеровской области;
формирование кинолетописи Кузбасса, издание аннотированного областного каталога фильмов;
пропаганда и поддержка проката лучших отечественных кинолент;
поддержка клубов любителей кино;
работа с частными инвесторами с целью проведения кинофестивалей, киномероприятий;
организация взаимодействия с региональным и муниципальным телевидением.

Современное состояние народной культуры, творчества, досуговой деятельности

Традиционная народная культура составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры общества, основу формирования национального самосознания, укрепляющую духовную связь поколений и эпох.
В современных условиях проблема возрождения, сохранения и развития традиционной народной культуры приобретает все большую актуальность, при этом народное творчество является одним из важнейших условий "культурного выживания" общества и государства.
И для России как многонационального государства, в котором утверждаются принципы толерантности, национального взаимоуважения и согласия, и для Кемеровской области традиционная культура во всем ее многообразии и богатстве играет ключевую объединяющую роль.
Сегодня на территории Кузнецкого края проживают более 100 народов (наций, народностей, этнических групп). Этнический состав населения Кемеровской области разнообразен: 93,7% населения составляют русские, 1,5% - татары, 0,9% - немцы, 1,24% - украинцы, 0,4% - армяне, 0,3% - чуваши, 0,2% - азербайджанцы, 0,2% - другие национальности. Особо следует отметить народы, внесенные в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255, - шорцев и телеутов.
В регионе активно развиваются различные формы этнокультурного развития и самоорганизации: национальные объединения, национально-культурные центры, автономии, ассоциации, центры встреч, творческие национальные коллективы.
Согласно официальной информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области на территории Кемеровской области зарегистрированы 46 национальных общественных объединений, деятельность которых является характерным для многонационального Кузбасса примером дружбы и свободного развития этнических групп. Самые многочисленные организации - немецкие, татарские, армянские, шорские, азербайджанские, таджикские. В Кемеровской области действуют 292 самодеятельных творческих коллектива, работающих в жанре традиционной народной культуры.
Функционирует широкая сеть клубных учреждений, которая по состоянию на 01.01.2013 включает 704 учреждения (102 - в городах, 598 - в районах, 4 областных автоклуба). Среди них этнокультурные центры, сформированные на базе новых учреждений клубного типа и учреждений культуры. Они ведут просветительскую и исследовательскую работу, возрождают традиционные ремесла, народные праздники.
На протяжении последних 5 лет активно проводится оптимизация сети учреждений культуры на селе и в малых городах, в результате которой численность клубных учреждений сократилась на 74 единицы.
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" 176 учреждений клубного типа наделены статусом юридического лица, что составляет 25% от общего числа учреждений культуры клубного типа.
Уровень фактической обеспеченности учреждениями клубного типа в области от нормативной потребности составляет 88,5%.
На сегодняшний день в Кемеровской области функционируют 9309 клубных формирований, из них 4301 - самодеятельного народного творчества. По количеству клубных формирований Кузбасс занимает 10-е место среди субъектов Российской Федерации и 15-е место - по численности участников в них.
Профессиональный уровень коллективов художественной самодеятельности с каждым годом растет и совершенствуется, что способствует увеличению творческих самодеятельных коллективов со званиями "Народный" и "Образцовый". Ежегодно этих почетных званий удостаиваются около 5 коллективов художественной самодеятельности различной направленности.
За последние годы значительно увеличилось количество проведенных культурно-массовых мероприятий: с 149585 мероприятий в 2008 году до 162789 - в 2012 году.
Среднее число проведенных мероприятий на одно учреждение сегодня составляет 239 (всероссийский показатель - 173), что позволяет занимать 11-е место среди субъектов Российской Федерации.
Также наблюдается увеличение числа участников культурно-досуговых мероприятий на платной основе (примерно на 6,7%), что позволяет говорить о развитии в сфере культуры приносящей доход деятельности.
Традиционными для жителей Кемеровской области стали фестивали, конкурсы, выставки: Всероссийский конкурс хореографических коллективов на приз Губернатора Кемеровской области, областной фестиваль-конкурс народных праздников, обрядов, игр и забав "Как бывало в старину", областной фестиваль-конкурс самодеятельного художественного творчества инвалидов "Преодоление", областной пленэр художников-любителей "Краски кузбасского лета", областной фестиваль-конкурс самодеятельных композиторов "Песни земли Кузнецкой", областной фестиваль-конкурс самодеятельного художественного творчества ветеранов войны и труда "Песней жизнь воспеваем", областной конкурс "Лучший Дед Мороз Кузбасса", а также национальные мероприятия: областной фестиваль "Мы живем семьей единой", традиционные народные праздники-гуляния Сабантуй, Пайрам, Пардакай, Песах, Навруз и т.д., спартакиады коренных малочисленных народов Кемеровской области, вечера, праздники национальных культур, литературно-поэтические встречи, Торбоковские чтения и др.
В Кузбассе ежегодно реализуются этнокультурные образовательные проекты "Школа традиционной национальной культуры", мастер-классы для творческих национальных коллективов.
Большое внимание уделяется сохранению и развитию культуры и языка коренных малочисленных народов: шорцев и телеутов. С этой целью в 2008 году в области создана рабочая группа по реализации образовательного проекта "Разработка национально-языкового и этно-педагогического компонентов в школах в местах компактного проживания коренных малочисленных народов", в состав которой вошли ученые, практикующие педагоги и творческие работники. За это время прошло 14 педагогических советов, разработаны интенсивные методы обучения родному языку, открыта школа шорской культуры "Часкы" в Таштагольском районе, организовываются детские лингвистические летние лагеря "Тан" и "Каратаг", издается методическая и художественная литература.
Наряду с положительными моментами в культурно-досуговой сфере существует ряд проблем, которые связаны со следующими негативными тенденциями: уменьшением количества сельских клубов, неудовлетворительным состоянием материально-технической базы культурно-досуговых учреждений, ослаблением кадрового потенциала, уменьшением числа культурно-досуговых мероприятий на платной основе.
Из 709 клубных учреждений 78 учреждений на сегодняшний день требуют капитального ремонта, 5 находятся в аварийном состоянии.
Всего 33% клубных учреждений оснащены персональными компьютерами, из них только 11% подключены к сети "Интернет", около 75% сельских клубов работают на морально устаревшем оборудовании.
Кроме того, наблюдается тенденция старения кадров, что подтверждается ростом количества работников старше 55 лет и уменьшением количества работников до 30 лет.
В сельских клубных учреждениях трудится 3221 человек, и только 1475 (46%) человек являются специалистами в сфере культуры.
Стратегическими целями развития культуры, народного самодеятельного творчества в Кемеровской области являются:
сохранение и развитие многонационального культурного наследия Кемеровской области;
обеспечение свободы творчества и развития культурного и духовного потенциала народов, населяющих Кемеровскую область;
формирование толерантности и развитие межнационального общения;
обеспечение преемственности традиционной российской культуры и развитие культурных инноваций.
Обозначенные цели будут достигнуты путем решения следующих задач:
улучшение материально-технической базы учреждений культуры клубного типа;
выявление и поддержка молодых дарований;
развитие проектной деятельности учреждений культуры как основного поставщика культурных услуг;
проведение всероссийских, межрегиональных, областных фестивалей, конкурсов, выставок, направленных на сохранение народной традиционной культуры и развитие народного творчества;
развитие культурной деятельности, направленной на привлечение семейной аудитории, детей и молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями из малообеспеченных слоев населения;
развитие социального партнерства путем совместной организации массовых праздничных мероприятий, посвященных общегосударственным, профессиональным и областным (местным) праздникам;
поддержка мастеров декоративно-прикладного творчества, фольклорных коллективов;
создание равных условий для творческого самовыражения многонационального населения Кемеровской области.
В целях создания в Кемеровской области оптимальных условий для развития отрасли культуры, повышения культурного уровня и разнообразия предоставляемых услуг необходимо планомерно проводить комплексную модернизацию и создавать этноцентры в местах компактного проживания народов той или иной национальности, а также многофункциональные культурные центры на базе "классических" учреждений культуры. В результате объединения клубов, библиотек, музеев, кинотеатров, спорткомплексов в пределах одного многофункционального центра будут сконцентрированы финансовые, кадровые, имущественные и материальные ресурсы учреждений культуры разных типов и уровней. Так, в Кемеровской области к 2025 году планируется создать около 20 таких многофункциональных культурных центров.
Для дальнейшего увеличения числа посетителей и расширения зрительской аудитории планируется активизировать работу по совершенствованию форм и методов культурного обслуживания населения, расширению видов предоставляемых платных услуг и творческому поиску новых форм работы с населением, что позволит к 2025 году увеличить количество посетителей на платной основе до 8%, детей, посещающих культурно-досуговые учреждения и творческие кружки, до 53%.

II. Общие цели и задачи развития отрасли культуры
Кемеровской области на период до 2025 года

Основными целями в развитии культурного потенциала и повышении эффективности культурной деятельности являются:
1. Создание современных культурных ценностей высокого качества, сохранение исторического и культурного наследия Кемеровской области, региональных культурных традиций, памятников, ценностей прошлого и настоящего.
2. Создание условий для равной доступности населения к культурным ценностям, информационным ресурсам и пользованию учреждениями культуры.
3. Укрепление единства и согласия всех национальностей, проживающих в Кемеровской области, формирование гармоничных межнациональных отношений.
Задачи, вытекающие из целей развития отрасли культуры:
обеспечение сохранности и возможности использования действующих объектов исторического и культурного наследия, музейных и библиотечных фондов;
обеспечение сохранности и осуществление популяризации многонационального культурного наследия народов Кузбасса;
обеспечение равного доступа населения к услугам учреждений культуры, информации и культурным ценностям, включая российское и мировое культурное наследие, современной национальной и мировой культуре, глобальным информационным ресурсам;
обеспечение доступности культурных продуктов и услуг для граждан с ограниченными возможностями, расширение их участия в культурной деятельности;
создание условий для повышения качества и конкурентоспособности услуг сферы культуры;
сохранение и развитие образовательных учреждений в сфере культуры и искусства;
сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных художественных промыслов;
открытие этноцентров в местах компактного проживания народов той или иной национальности;
проведение научно-исследовательской работы с формированием источников фольклорно-этнографической базы, изучением местных культурных традиций, определением возможностей их внедрения в современное социокультурное пространство;
осуществление компьютеризации и информатизации учреждений культуры;
осуществление модернизации и развитие инфраструктуры учреждений в сфере культуры;
обеспечение совершенствования организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры;
поддержка развития культуры в муниципальных образованиях;
обеспечение взаимодействия учреждений культуры с научными и образовательными организациями;
выявление и поддержка творческой молодежи, воспроизводство творческого потенциала Кемеровской области;
создание условий для культурного сотрудничества представителей различных национальностей, проживающих на территории Кемеровской области;
создание условий для самоорганизации культурной жизни на территории Кемеровской области, свободного творчества, духовного роста личности, культурного самоопределения различных этнических групп и территорий, развития и воспроизводства творческого потенциала населения.
До 2025 года планируется ввести в эксплуатацию:
здания бюджетных учреждений культуры после завершения капитального ремонта:
планетария г. Новокузнецка, Дворца культуры Беловского района, Дворца культуры угольщиков и культурного центра "Инской" г. Белово, городского досугового центра "Романтик" и центральной городской библиотеки г. Междуреченска, сельского Дома культуры с. Троицкое Ижморского района;
здания учреждений культуры Кемеровской области после завершения реконструкции и реставрации: Прокопьевского драматического театра, областного краеведческого музея, краеведческого музея г. Новокузнецка, городской библиотеки им. В.Чивилихина г. Мариинска, городского Дворца культуры и краеведческого музея г. Гурьевска, органного зала Кемеровской государственной областной филармонии им. Б.Т.Штоколова;
здания после завершения строительства: многофункциональных центров в г. Мариинске, пгт Яя, пгт Яшкино, Дворца культуры д. Шевели Крапивинского района, детской школы искусств в г. Анжеро-Судженске, Дома культуры Яйского района, входного комплекса музея-заповедника "Томская писаница", театра кукол в гг. Кемерово и Новокузнецке.
На 2014 год запланировано:
по программе энергосбережения 8,36 млн. руб. из областного бюджета;
по программе "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" финансирование:
из федерального бюджета 5,5 млн. рублей;
из областного бюджета 4,5 млн. рублей.
За счет средств областного бюджета планируется выполнить работы в ГАУК "Кемеровская государственная филармония им. Б.Т.Штоколова", с привлечением средств федерального бюджета - в ГАУК "Областной драматический театр им. А.В.Луначарского".

Проведение структурных реформ в сфере культуры

В рамках структурных реформ предусматривается:
повышение качества и расширение спектра государственных услуг в сфере культуры;
обеспечение доступности культурного продукта путем информатизации отрасли (создание электронных библиотек, размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" наиболее популярных спектаклей);
создание многофункциональных культурных центров в малых и средних городах Кемеровской области;
формирование конкурентной среды в отрасли культуры путем расширения грантовой поддержки творческих проектов;
создание условий для творческой самореализации граждан Кемеровской области;
вовлечение населения в создание и продвижение культурного продукта;
участие сферы культуры в формировании комфортной среды жизнедеятельности населенных пунктов;
популяризация территорий Кемеровской области во внутреннем и внешнем культурно-туристическом пространстве.

Ожидаемые результаты (показатели) реализации Концепции

В результате реализации Концепции развития культуры Кемеровской области на период до 2025 года предполагается достигнуть следующих показателей:
увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий на 14% по сравнению с 2013 годом;
увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек муниципальных государственных и муниципальных библиотек Кемеровской области, в том числе включенных в электронный каталог библиотек России, на 22% по сравнению с 2013 годом;
увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия до 70%;
увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда государственных и муниципальных музеев до 27%;
увеличение посещаемости музейных учреждений до 0,9 посещения на 1 жителя в год;
увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий на 0,8% (по сравнению с 2013 годом);
повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры до 90%;
увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения до 60%;
увеличение доли публичных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве библиотек Российской Федерации до 90%;
увеличение доли музеев, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве государственных и муниципальных музеев Кемеровской области до 95%;
увеличение общей суммы грантов Губернатора Кемеровской области для поддержки творческих проектов в сфере культуры и искусства Кемеровской области до 4500 тыс. руб.;
увеличение объема передвижного фонда областных музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов Кемеровской области до 30 единиц;
увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых в Кемеровской области в партнерстве с федеральными музеями, до 6% по отношению к 2013 году;
увеличение количества стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов до 650 человек;
увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей до 10%;
увеличение доли учащихся, прошедших промежуточную аттестацию, до 80%;
увеличение объема охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования до 71%;
поэтапный рост оплаты труда работников учреждений культуры, искусства, кино и образовательных учреждений культуры;
выявление объектов, представляющих историко-культурную ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, и их постановка на государственную охрану в качестве объектов культурного наследия;
совершенствование нормативной правовой базы в области охраны объектов культурного наследия. Осуществление государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия. Расширение практики законодательных мер за повреждение, разрушение, уничтожение объектов культурного наследия. Заключение охранных обязательств с собственниками (пользователями) объектов культурного наследия;
установление и утверждение границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия. Внесение сведений в государственный кадастр недвижимости и в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности;
завершение регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в плановый период 2018 года. Паспортизация объектов культурного наследия. Совершенствование деятельности музеев-заповедников по обеспечению сохранения и популяризации историко-культурного наследия. Развитие культурно-познавательного туризма.


------------------------------------------------------------------