По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление администрации г. Кемерово от 15.09.2014 N 2349 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2015 - 2017 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КЕМЕРОВО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. № 2349

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
НА 2015 - 2017 ГОДЫ

Во исполнение постановления администрации города от 30.06.2014 № 1640 "О подготовке проекта бюджета города Кемерово на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики на 2015 - 2017 годы согласно приложению.
2. Финансовому управлению города Кемерово (И.Ю.Викулова), главным распорядителям бюджетных средств, получателям бюджетных средств планирование и исполнение бюджета города Кемерово на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов осуществлять с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2015 - 2017 годы.
3. Комитету по работе со средствами массовой информации (Е.А.Дубкова) опубликовать настоящее постановление в газете "Кемерово" и разместить на официальном сайте администрации города Кемерово в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы города по экономическим вопросам Я.О.Литвина.

Глава города
В.К.ЕРМАКОВ





Приложение
к постановлению администрации
города Кемерово
от 15 сентября 2014 г. № 2349

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ

1. Общие положения

В основу бюджетной и налоговой политики на 2015 - 2017 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, положения "О бюджетном процессе в городе Кемерово".
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2015 - 2017 годы определяют основные цели, задачи и направления бюджетной и налоговой политики города Кемерово в области доходов и расходов бюджета города Кемерово (далее - бюджет города), управления муниципальным долгом города Кемерово.

2. Основные направления бюджетной политики

Бюджетная политика на 2015 - 2017 годы будет обеспечивать преемственность курса предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на решение стратегических целей социально-экономического развития города Кемерово, реализацию основных задач, определенных Концепцией развития города Кемерово до 2025 года, улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решение проблем макроэкономической сбалансированности, повышение эффективности использования бюджетных средств и прозрачности управления общественными финансами.
В текущем году замедление, начавшееся в мировой экономике в 2013 году, продолжается, что влияет на экономическую ситуацию внутри страны. Наиболее высокие риски дестабилизации экономики, а значит, и бюджетной устойчивости в среднесрочной перспективе, обусловлены геополитической напряженностью в связи с ситуацией вокруг Украины и ужесточением санкций в отношении отдельных субъектов экономических отношений и целых отраслей российской экономики.
Еще одна категория рисков обусловлена увеличением объемов и ухудшением условий обслуживания и погашения долговых обязательств муниципальных образований при одновременном сокращении отдельных доходов консолидированных бюджетов субъектов и необходимости реализации приоритетных расходных обязательств (в том числе обусловленных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012).
В целях минимизации рисков формирование бюджетной политики на 2015 - 2017 годы требует консервативного подхода (при планировании и исполнении бюджета города), основанного на реалистичном прогнозе и неукоснительном соблюдении бюджетных принципов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации в среднесрочном периоде будет обеспечиваться в том числе за счет применения единой классификации, единых перечней государственных и муниципальных услуг.
Самостоятельность бюджета города в рамках среднесрочного периода будет обеспечиваться соблюдением принципа равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, повышением самостоятельности органов местного самоуправления в установлении расходных обязательств на основе принципов адресности и нуждаемости.
В составе мер, направленных на поддержание сбалансированности бюджета города, будут реализованы изменения бюджетного законодательства, ужесточающие условия для привлечения займов, возможность обслуживания и погашения которых не обусловлена ожидаемыми доходами, постепенное сокращение стоимости обслуживания займов, в том числе за счет их частичного замещения бюджетными кредитами из федерального бюджета.
Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием эффективного функционирования бюджетной системы. Для этого должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут рассматриваться исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства.
Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен новыми практиками его реализации, в числе которых регулярная разработка и публикация "Бюджета для граждан".
Разработка на основе Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании Российской Федерации" нового порядка разработки прогнозов социально-экономического развития города Кемерово и других документов стратегического планирования позволит качественно повысить достоверность оценок и перспектив развития экономики и отдельных направлений государственной политики, точность оценки доходов и расходных обязательств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств получит качественно новое развитие в период 2015 - 2017 годов за счет формирования и исполнения бюджета города на основе муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития.
Несмотря на достигнутые результаты в сфере управления муниципальными финансами в городе Кемерово остается ряд нерешенных проблем, характерных для всей бюджетной системы Российской Федерации:
нестабильность в экономике ограничивает возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов на социально-экономическое развитие, при этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части;
недостаточная оценка долгосрочных последствий их принятия для социально-экономического развития муниципального образования и влияния на объем обязательств;
высока зависимость бюджета города от финансовой помощи, поступающей из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Основное влияние на формирование бюджетной политики окажут:
- решения, принимаемые на региональном и федеральном уровнях в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012;
- реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности управления муниципальными финансами, включая дальнейшую реализацию принципа формирования бюджета города на основе муниципальных программ, совершенствование процедур муниципального финансового контроля.

Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 2015-2017 годах должна будет направлена на:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города;
- концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств, в том числе связанных с реализацией указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012;
- адресное решение социальных проблем, основанное на достижении максимального социального эффекта от оказания социальной поддержки из бюджетов всех уровней, исходя из критерия нуждаемости граждан;
- повышение качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг, эффективности функционирования бюджетного сектора экономики;
- повышение эффективности использования бюджетных средств, сокращение неэффективных расходов, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов;
- внедрение муниципальных программ в единую систему формирования и исполнения бюджета города;
- усиление роли финансового контроля в управлении бюджетным процессом;
- повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса, в том числе в рамках создаваемой на федеральном уровне государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".

При формировании проекта бюджета города на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов для достижения среднесрочных целей бюджетной политики особое внимание следует уделить решению следующих основных задач и направлений:
2.1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города при безусловном исполнении всех действующих расходных обязательств государства и выполнении задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012, путем проведения ответственной и взвешенной бюджетной политики, основанной на принципах:
реалистичности и надежности экономических прогнозов, прогнозов социально-экономического развития, положенных в основу бюджетного и стратегического планирования;
формирования бюджета города с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы;
снижения бюджетного дефицита;
повышения эффективности муниципальных заимствований, оптимизации структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
создания и поддержания необходимых финансовых резервов.
Формирование объема и структуры расходов бюджета города на 2015 - 2017 годы необходимо реализовать исходя из определения "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2015 - 2016 годы на основе показателей, утвержденных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.12.2013 № 298 "О бюджете города Кемерово на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (без условно утвержденных расходов), на 2017 год - исходя из необходимости финансового обеспечения принятых расходных обязательств, в том числе в рамках муниципальных программ.

2.2. Повышение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.
Дальнейшая реализация принципа формирования бюджета города на основе муниципальных программ повысит обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
В муниципальных программах следует более полно отразить комплекс мер и инструментов государственной политики, повысив тем самым их качество как документов стратегического планирования. Важно обеспечить дальнейшую интеграцию муниципальных программ в процесс бюджетного планирования, в том числе регламентировать процесс выделения дополнительных ресурсов, увязав его с достижением целей и результатов соответствующих программ.
В части совершенствования методологии формирования муниципальных программ предполагается осуществлять:
доработку требований к используемым целевым индикаторам муниципальных программ, поскольку в отдельных случаях они не позволяют оценить реальные результаты развития соответствующей отрасли в целом и не увязаны со стратегическими целями развития города Кемерово;
доработку методик оценки эффективности муниципальных программ, имеющих низкие оценки эффективности по итогам отчетного года, а также порядка учета результатов оценки эффективности при формировании проекта бюджета города и уточнении оценки расходов на более отдаленную перспективу.
Доработка порядка принятия решений, определяющих состав и объем бюджетных расходов, предполагает:
единство методологических подходов к планированию текущих и капитальных расходов, отказ от особого (обособленного) подхода к планированию инвестиционных расходов;
рассмотрение на стадии планирования инвестиционных и последующих связанных с ними текущих и эксплуатационных расходов;
рассмотрение предложений по новым объектам только при наличии в муниципальной программе ресурсов, достаточных для содержания действующих и вводимых объектов;
включение бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций только при наличии утвержденной проектной документации или задания на проектирование;
формирование долгосрочных бюджетных прогнозов, содержащих прогноз основных характеристик бюджета города на долгосрочную перспективу, в том числе предельные объемы расходов на реализацию муниципальных программ;
исполнение всех решений в пределах утвержденных объемов на реализацию муниципальных программ (в случае, если в рамках муниципальной программы ответственный исполнитель не находит резервов для реализации решения, он должен инициировать корректировку или отмену такого решения).
Муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование. В то же время конечная эффективность "программных" бюджетов зависит от качества составления и исполнения муниципальных программ, механизмов контроля за их реализацией.
В приоритетном порядке в муниципальные программы инвестиционного характера будут включаться объекты, имеющие высокую степень готовности, объекты, строящиеся с привлечением средств федерального бюджета и прочих источников, а также объекты и мероприятия в целях исполнения указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012. Одним из резервов в настоящее время является активное использование механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения поставленных задач.
В рамках подготовки проекта бюджета города на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов необходимо четко определить приоритеты, еще раз оценить содержание муниципальных программ, доработать при необходимости, предусмотреть объемы их финансирования в соответствии с реальными возможностями бюджета города.

2.3. Ограниченность финансовых ресурсов бюджета города.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов бюджета города в обязательном порядке предполагается выбор приоритетных расходных обязательств, позволяющих достичь наилучшего результата, в том числе в долгосрочном периоде.
Исполнение делегированных государственных полномочий в пределах предоставляемых бюджету города субвенций из областного бюджета.
Безусловное выполнение действующих обязательств, уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей. Сравнительная оценка эффективности новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации. Отказ от принятия новых обязательств, не обеспеченных источниками финансирования. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета города.

2.4. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.
Использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг при стратегическом и бюджетном планировании обеспечит взаимосвязь муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для достижения целей государственной политики в соответствующих сферах и повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах.
При этом сводные показатели муниципальных заданий должны быть включены в состав индикаторов муниципальных программ (подпрограмм), а параметры муниципальных заданий будут формироваться в соответствии с целями и ожидаемыми результатами соответствующих муниципальных программ.
Также необходимо предусмотреть увязку состава и объема муниципальных услуг (работ) с социальными гарантиями и обязательствами города Кемерово.
Необходимо продолжить работу по оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования муниципальных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также несоответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
В плановом периоде будет завершено формирование единого перечня государственных и муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, разработанных федеральными органами исполнительной власти, которые будут действовать для всех публично-правовых образований.
При этом единый перечень государственных и муниципальных услуг и работ должен стать основанием для формирования ведомственных перечней муниципальных услуг и работ.
Повышение качества муниципальных услуг (работ) также предполагается достичь путем создания соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение к оказанию муниципальных услуг (работ) негосударственных организаций посредством внедрения конкурсного размещения муниципального заказа на оказание муниципальных услуг с участием негосударственных организаций и полномасштабного применения принципов "эффективного контракта" в муниципальных учреждениях.

2.5. Безусловное выполнение социальных обязательств.
Безусловное выполнение социальных обязательств (включая публичные нормативные обязательства, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д.). При этом меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов, а обеспечивать внедрение адресной и эффективной социальной помощи.
Обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования расходов, связанных с оплатой труда работников бюджетной сферы, муниципальных служащих. Оплата по-настоящему эффективного труда в сфере оказания муниципальных услуг должна стать более конкурентоспособной по отношению к оплате труда в других секторах.
Мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда в бюджетном секторе должны обеспечить оптимизацию структуры занятости и усиление роли выплат стимулирующего характера как на уровне учреждений, так и на уровне конкретных работников.
Осуществление структурных изменений, наряду с финансированием из бюджетов всех уровней, должно привести к увеличению заработной платы работников социальной сферы в соответствии с параметрами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и в соответствии с утвержденными "дорожными картами" развития отраслей социальной сферы. Решение этой задачи должно осуществляться с учетом оптимизации штатных расписаний муниципальных учреждений путем сокращения административно-управленческого и прочего персонала, а также с возможным привлечением на эти цели не менее трети необходимых средств за счет использования внутренних ресурсов отраслей социальной сферы, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений.

2.6. Оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления и повышение эффективности их деятельности, оптимизация расходов на оплату труда.
Дальнейшая оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления и повышение эффективности их деятельности, оптимизация расходов на оплату труда должны быть направлены на:
противодействие коррупции, снижение административных барьеров;
устранение дублирующих функций и полномочий структурных подразделений администрации города Кемерово;
оптимизацию численности муниципальных служащих;
передачу функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду их деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
формирование открытости деятельности органов местного самоуправления, в том числе перехода на оказание услуг по осуществлению ими юридически значимых действий в электронной форме;
оптимизацию межведомственного взаимодействия.
В плановом периоде будет завершен переход к полномасштабному применению в муниципальных учреждениях принципов "эффективного контракта" в отношении каждого работника, исходя из необходимости повышения оплаты труда в зависимости от качества и количества выполняемой работы.

2.7. Мероприятия по сокращению бюджетных расходов.
С 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд". Значительным резервом для эффективности использования бюджетных средств является формирование планов-графиков закупок и графиков заключения контрактов, обеспечение открытости информации об исполнении контрактов и плана-графика закупок, а также создание технологии взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров работ и услуг между собой. Повышение ответственности муниципальных заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки муниципальных контрактов. Тем самым будут обеспечены условия для сокращения рисков завышения начальных (максимальных) цен. Акцент должен быть сделан на достижение наилучшего результата закупок. Необходимо, чтобы сокращение бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг не приводило к снижению качества и (или) объемов закупаемых товаров, работ и услуг.
Заключение муниципальных контрактов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, сверх лимитов могут заключаться муниципальные контракты на предоставление бюджетных инвестиций, субсидий на капитальные вложения (по решению администрации города Кемерово, принятому в порядке, установленном администрацией города Кемерово).

2.8. Повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений.
Для повышения эффективности осуществления капитальных вложений необходимо создание условий, направленных на снижение рисков срыва сроков строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства.
Планирование бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в части строительства самого объекта должно реализовываться только при наличии утвержденной проектной документации или задания на проектирование.
Сокращению сроков и повышению качества планирования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений будет способствовать дополнительное ограничение на включение данных расходов в проект бюджета города только при условии наличия утвержденного решения об осуществлении капитальных вложений.
Также необходимо сокращение (поэтапно до полной отмены) практики авансовых платежей при исполнении муниципальных контрактов на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

2.9. Обеспечение контроля за расходованием средств в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, за целевым использованием бюджетных средств, а также финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, возврата средств.
Мероприятия в развитии системы муниципального финансового контроля должны быть направлены на:
- совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля с учетом изменений, вносимых в бюджетное законодательство;
- организацию действенного контроля (аудита) за целевым и эффективным использованием бюджетных средств на базе установленных критериев эффективности использования бюджетных ассигнований;
- повышение эффективности ведомственного финансового контроля;
- исключение возможности планирования и проведения необоснованных контрольных мероприятий, проверок хозяйствующих субъектов;
- осуществление контроля за размещением заказов и исполнением контрактов, договоров, заключенных по итогам таких размещений, в целях эффективного использования бюджетных средств;
- осуществление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

2.10. Совершенствование управления исполнением бюджета города.
Совершенствование управления исполнением бюджета города в первую очередь будет ориентировано на повышение эффективности и строгое соблюдение бюджетной дисциплины, включая:
- исполнение бюджета города на основе кассового плана;
- планирование кассовых разрывов и резервов их покрытия;
- совершенствование управления ликвидностью бюджета города в целях эффективного использования бюджетных средств;
- недопущение роста и образования несанкционированной кредиторской задолженности муниципальных учреждений и организаций, получающих субсидии из бюджета города;
- исполнение плана мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности бюджета города Кемерово, утвержденного постановлением администрации города Кемерово от 03.04.2013 № 1008;
- открытие и ведение лицевых счетов в органах Федерального казначейства для учета операций с денежными средствами муниципальных учреждений в соответствии с действующим законодательством;
- принятие главными распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств (кроме случаев, установленных законодательством);
- сокращение оборота наличных денег путем обеспечения получателей бюджетных средств денежной наличностью с использованием расчетных банковских карт;
- совершенствование системы учета и отчетности с целью представления пользователям информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, а также о степени достижения ими поставленных целей деятельности, для осуществления которых они созданы.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета города будет продолжена работа по оптимизации бюджетных расходов и перераспределению высвобождающихся ресурсов на решение приоритетных задач государственной политики, в первую очередь на безусловное обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012.

2.11. Повышение эффективности управления муниципальным долгом.
Реализация долговой политики в 2015 - 2017 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки и снижению расходов на обслуживание муниципального долга, соблюдению показателей и индикаторов, установленных муниципальной программой "Управление муниципальными финансами города Кемерово" на 2015 - 2017 годы.

2.12. Обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса предполагает, в том числе:
участие в развитии единой интегрированной информационной системы "Электронный бюджет", модернизация уже имеющихся информационных баз (систем планирования и исполнения бюджета города, управления доходами, расходами, долгом и финансовыми активами, кассовым планом и т.д.), интеграция существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета;
регулярное размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации "Бюджет для граждан", что даст возможность в доступной форме информировать население о планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств;
повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о муниципальных финансах;
обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций муниципального сектора, создание условий для осуществления общественного контроля принятий решений в сфере муниципальных финансов.
Публикуемая в открытых источниках информация позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств.

3. Основные направления налоговой политики и формирования
доходов бюджета города

Приоритетом Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики в среднесрочной перспективе. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в 2018 году.
Основными целями налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене.
Целью налоговой политики города Кемерово на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, напрямую связанной с проводимой на федеральном уровне налоговой политикой, является увеличение налогового потенциала территории и повышение уровня собственных доходов бюджета города.
Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации:

3.1. Совершенствование налогового администрирования.
В рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации утвержден комплекс мер ("дорожных карт"), направленный на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории Российской Федерации процедур по ведению бизнеса.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 № 162-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование налогового администрирования".
Данная "дорожная карта" направлена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.
Целями "дорожной карты" являются:
- сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;
- улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик;
- сближение правил налогового и бухгалтерского учета;
- повышение эффективности механизмов администрирования налога на добавленную стоимость;
- стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;
- совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.

3.2. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц.
Планируется, что, начиная с 1 января 2015 года вступят в силу новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц.
Подготовлен проект поправок к проекту Федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (редакция от 20.06.2014), предусматривающий включение в Налоговый кодекс Российской Федерации главы 32 "Налог на недвижимое имущество физических лиц".
Проектом установлено, что в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на недвижимое имущество. Объектом налогообложения являются:
1) здания, сооружения, помещения;
2) объекты незавершенного строительства;
3) единые недвижимые комплексы.
В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество в отношении каждого объекта налогообложения применяется кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При определении налоговой базы применяются следующие налоговые вычеты:
1) 20 кв. м с квартиры;
2) 10 кв. м с комнаты;
3) 50 кв. м с жилого дома;
4) с единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение, - 1,0 млн. рублей.
Проектом поправок определены предельные налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих:
0,1 процента в отношении жилых помещений, объектов незавершенного строительства, в случае если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение, а также в отношении гаражей и машино-мест;
2 процента в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300,0 млн. рублей;
0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В проекте сохранены все льготы, которые установлены для плательщиков налога на имущество физических лиц.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе до 1 января 2020 года установить единую дату введения в действие налога на недвижимое имущество физических лиц на территориях муниципальных образований, входящих в состав этого субъекта Российской Федерации.
В целях недопущения роста налоговой нагрузки у налогоплательщиков проектом поправок предусматриваются специальные положения, которыми предполагается распределить повышение налога на пять налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором введен в действие налог на недвижимое имущество.

3.3. Налогообложение доходов физических лиц от продажи имущества.
В рамках реализации налоговой политики на среднесрочную перспективу предлагается рассмотреть целесообразность следующего подхода к освобождению доходов физических лиц от продажи имущества, основанного на следующих принципах:
1) введение полного освобождения доходов от продажи жилой недвижимости (квартира, комната, дом и т.д.) вне зависимости от сроков владения только для отдельных категорий жилой недвижимости, находящейся в собственности налогоплательщика (включая земельные участки, на которых расположена такая жилая недвижимость);
2) передача на уровень субъектов Российской Федерации полномочий по установлению ограничений на максимальную величину дохода от продажи некоторых категорий жилой недвижимости, доходы от продажи которой не предполагается освобождать от налогообложения, а также ограничений на срок владения этим имуществом;
3) для прочего имущества (за исключением ценных бумаг), не относящегося к жилой недвижимости, предлагается сохранить действующий порядок налогообложения, основанный на выборе налогоплательщика между двумя вариантами определения налоговой базы:
- заплатить налог с разницы между доходами от продажи имущества и расходами на его приобретение (создание);
- уменьшить доходы от продажи имущества на величину налогового вычета в размере 250,0 тыс. рублей и уплатить налог с оставшейся суммы;
4) в целях предотвращения занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при продаже физическими лицами жилой и нежилой недвижимости, а также земельных участков планируется предусмотреть исчисление налога с вмененного дохода от продажи такой недвижимости, рассчитываемого пропорционально кадастровой стоимости продаваемого объекта. При этом необходимо предоставить субъекту Российской Федерации право снижать и регулировать правила определения этого вмененного дохода.

3.4. Реформирование специальных налоговых режимов.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 244-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены существенные изменения в главу 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации "Патентная система налогообложения", которые предусматривают:
1) предоставление субъектам Российской Федерации права при определении размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода учитывать особенности места ведения предпринимательской деятельности, влияющие на размер указанного дохода;
2) предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать размер потенциально возможного годового дохода в зависимости от:
- средней численности наемных работников;
- количества транспортных средств, грузоподъемности транспортного средства, количества посадочных мест в транспортном средстве;
- количества обособленных объектов (площадей) в отношении видов предпринимательской деятельности;
3) отмену минимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, ранее установленного в размере 100,0 тыс. рублей.
Кроме того, к мерам по стимулированию развития малого предпринимательства относятся:
- право устанавливать субъектам Российской Федерации для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, "налоговые каникулы" в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015 - 2018 годах;
- включение в перечень налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, самозанятых граждан - физических лиц, не имеющих наемных работников, получивших патент на один из видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.
Такие самозанятые граждане будут ставиться на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков патентной системы налогообложения и в качестве индивидуальных предпринимателей на основании заявления на получение патента и сниматься с учета в качестве налогоплательщиков по истечении срока действия этого патента.
Патент, выдаваемый самозанятому гражданину, будет действовать только на территории того муниципального образования, которое указано в патенте.

3.5. Совершенствование межбюджетных отношений.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.2015 увеличены размеры государственной пошлины, зачисляемой в бюджет города.
Федеральным законом от 03.12.2012 № 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2016 предусмотрено увеличение норматива отчислений в бюджет города платы за негативное воздействие на окружающую среду с 40 до 55 процентов.

3.6. Совершенствование механизма установления налоговых льгот.
На доходную часть бюджетной системы существенное влияние оказывают принимаемые на федеральном уровне решения по установлению льгот и освобождений как по региональным и местным налогам, так и по федеральным налогам и специальным налоговым режимам, доходы от которых поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. По своему количеству такие налоги составляют основную часть налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В этой связи предлагается строить налоговую политику Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе исходя из следующих принципов:
1) предполагается окончательно отказаться от установления новых льгот на федеральном уровне (включая освобождения от налогообложения, изъятия из налоговой базы и объекта налогообложения) по региональным и местным налогам;
2) необходимо в течение нескольких лет поэтапно принять решения об отмене большинства действующих федеральных льгот и освобождений (за исключением тех, которые имеют непосредственное влияние на уже начатые инвестиционные проекты);
3) при принятии решений о новых льготах и освобождениях по федеральным налогам (специальным налоговым режимам), доходы от которых поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты, необходимо, по возможности, передавать соответствующие полномочия на уровень соответственно органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
4) необходимо изменить подходы к установлению новых налоговых льгот - обязательным элементом процесса введения новой льготы должна быть оценка их эффективности. Для этого любая новая налоговая льгота должна устанавливаться на ограниченный период - например, на 5 лет или более длительный срок в зависимости от целевой направленности этой льготы. По мере приближения истечения срока действия льготы принятие решения о ее возможном продлении должно производиться с учетом результатов анализа ее эффективности.

3.7. В части укрепления и развития собственной доходной базы бюджета города необходимо обеспечить:
3.7.1. Завершение работы по сплошной инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости на территории города Кемерово.
3.7.2. Реализацию Плана мероприятий по проведению переоценки кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения Кемеровской области.
3.7.3. Продолжение работы по выявлению землепользователей, не имеющих правоустанавливающих документов на землю, решение вопросов оформления права собственности на земельные участки или арендных отношений.
3.7.4. Увеличение поступлений по налогам за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения в соответствии с постановлением администрации города Кемерово от 15.08.2013 № 2492 "О создании комиссии по легализации объектов налогообложения на территории города Кемерово".
3.7.5. Разработку сценария введения налога на недвижимое имущество физических лиц.
Для этого необходимо выполнить следующие мероприятия:
1) с целью рассмотрения дифференциации ставок по налогу на недвижимое имущество в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения и (или) видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения, подготовить сравнительные расчеты по налогу от кадастровой и инвентаризационной стоимости имущества;
2) осуществить анализ возможных социально-экономических последствий введения налога на недвижимость для физических лиц.
3.7.6. Подготовку предложений по размеру потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, приемлемому для применения патентной системы налогообложения на территории города.
3.7.7. Осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации в соответствии с постановлением администрации города Кемерово от 29.03.2012 № 319 "Об утверждении Порядка и Методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам".
3.7.8. Повышение эффективности взаимодействия с налоговыми органами в целях увеличения собираемости налоговых доходов.
3.7.9. Продолжение работы по легализации заработной платы с целью повышения фонда оплаты труда и обеспечению социальной защищенности работников, а также по контролю уровня заработной платы в целом по городу и по отдельным организациям.
3.7.10. Повышение эффективности управления муниципальным имуществом:
1) обеспечение учета, контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества;
2) оптимизация структуры муниципальной собственности;
3) мониторинг эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий.
3.7.11. Привлечение безвозмездных перечислений в бюджет города от организаций, предпринимателей города в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
3.7.12. Привлечение граждан к финансированию мероприятий по благоустройству и социально-культурному развитию города в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Начальник управления делами
В.И.ВЫЛЕГЖАНИНА


------------------------------------------------------------------