Постановление администрации г. Кемерово от 28.10.2014 N 2745 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами города Кемерово на период до 2018 года"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КЕМЕРОВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. № 2745
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ГОРОДА КЕМЕРОВО НА ПЕРИОД
ДО 2018 ГОДА
В соответствии с пунктом 4 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", пунктом 2 распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.09.2014 № 575-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления государственными финансами Кемеровской области на период до 2018 года"
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами города Кемерово на период до 2018 года согласно приложению.
2. Комитету по работе со средствами массовой информации (Е.А.Дубкова) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации города Кемерово в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава города
В.К.ЕРМАКОВ
Приложение
к постановлению администрации
города Кемерово
от 28 октября 2014 г. № 2745
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
ГОРОДА КЕМЕРОВО НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами города Кемерово на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в целях реализации задач, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, достижение которых призвано повысить качество управления муниципальными финансами.
I. Итоги реализации мероприятий по повышению
эффективности управления муниципальными финансами
в городе Кемерово
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, повышения доверия в области инвестиционной политики и достижения экономической стабильности.
Начиная с 2004 года бюджетная политика города Кемерово была направлена на совершенствование системы управления муниципальными финансами в соответствии с базовыми направлениями бюджетных реформ, определенными Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249, Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р, Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 1123-р, ежегодными бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному собранию.
В целях оптимизации бюджетного процесса и внедрения новых инструментов управления муниципальными финансами реализована Программа по повышению эффективности бюджетных расходов в городе Кемерово на период до 2012 года, утвержденная постановлением администрации города Кемерово от 18.11.2010 № 104.
Основными результатами реализации бюджетных реформ стали:
регулирование бюджетных правоотношений на основе реализации единых принципов бюджетной системы;
переход от годового планирования бюджета города Кемерово (далее - бюджет города) к среднесрочному финансовому планированию;
планирование расходов бюджета города исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств на основе реестра расходных обязательств;
внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, а также переход от сметного финансирования муниципальных учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание муниципальных услуг;
формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
упорядочение принятых социальных обязательств перед населением.
С 01.01.2012 завершен переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг в соответствии с решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.11.2010 № 407 "О регулировании отдельных вопросов по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений в переходный период". Произведено изменение правового статуса учреждений в соответствии с требованиями федерального законодательства, что позволило создать условия для повышения эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджета города на их оказание, расширения самостоятельности и ответственности учреждений за их выполнение.
В 2011 - 2013 годы на территории города Кемерово проводился полный комплекс мер по мобилизации собственных доходных источников, а также пересмотру и отказу от неприоритетных расходных обязательств в рамках следующих программных документов:
план мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет Кемеровской области на 2011 - 2013 годы, утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.07.2011 № 595-р;
план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кемеровской области, утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2012 № 1195-р;
план мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности бюджета города Кемерово, утвержденный постановлениями администрации города Кемерово от 11.07.2011 № 3156, от 03.04.2013 № 1008;
план мероприятий по увеличению доходов и оптимизации бюджетных расходов на 2013 год, утвержденный постановлением администрации города Кемерово от 18.07.2013 № 2208.
В целях повышения объективности прогнозирования доходов бюджета города постановлением администрации города Кемерово от 08.04.2013 № 1079 утверждена Методика прогнозирования налоговых и неналоговых доходов бюджета города Кемерово на очередной финансовый год и плановый период.
Начиная с 2012 года, на территории города Кемерово ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в соответствии с Порядком и Методикой оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам, утвержденными постановлением администрации города Кемерово от 29.03.2012 № 319, а также принимаются конкретные меры по оптимизации налоговых льгот по местным налогам. Проведенные мероприятия по отмене неэффективных налоговых льгот, начиная с 2006 года, уменьшили сумму льгот на 70 процентов.
На постоянной основе осуществляется мобилизация дополнительных доходов в бюджет города в рамках штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики города Кемерово. В 2013 году проведено 25 заседаний штаба, на которых рассмотрена эффективность деятельности 107 предприятий и организаций города Кемерово. В результате деятельности штаба погашена задолженность по заработной плате на сумму 175,0 млн. рублей, задолженность по платежам во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сокращена на 92,5 млн. рублей, во внебюджетные фонды - 187,5 млн. рублей.
На территории города Кемерово на постоянной основе проводится работа по расширению налогооблагаемой базы за счет постановки на учет объектов капитального строительства, земельных участков, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нарушением налогового законодательства. За 2013 год зарегистрировано право собственности и исчислен земельный налог в отношении 342 земельных участков, удовлетворены иски о взыскании неосновательного обогащения на сумму 7,9 млн.рублей. Кроме того в бюджет города поступило неосновательное обогащение в сумме 4,9 млн. рублей. 78 индивидуальных предпринимателей подали уточненные налоговые декларации на сумму 1,3 млн. рублей, фактически поступило в бюджет 1,0 млн. рублей. В настоящее время продолжается совместная работа органов местного самоуправления, налоговых органов и органов кадастрового учета в рамках плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов Кемеровской области на 2013 - 2014 годы.
В целях повышения инвестиционной привлекательности города Кемерово, создания благоприятных условий для ведения бизнеса проведен ряд мероприятий.
В городе Кемерово продолжает действовать институт инвестиционного уполномоченного. В круг обязанностей инвестиционного уполномоченного входит оказание содействия инвесторам в реализации частных инвестиционных проектов, в том числе при взаимодействии инвесторов с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В 2013 году инвестиционным уполномоченным города Кемерово проведено 15 приемов, на которые поступило 28 обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, представителей иных субъектов инвестиционной деятельности.
В 2013 году создан Совет по инвестиционной и инновационной деятельности (ранее в городе действовал Совет по научно-инновационной политике), основным направлением деятельности которого является формирование благоприятной среды для реализации инвестиционных проектов на территории города Кемерово.
Уделяется большое внимание привлечению инвестиций и это приносит свои результаты. Объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций города Кемерово в 2013 году составил 44,3 млрд. рублей. Согласно экспертным оценкам журнала Forbs в 2013 году город Кемерово занял 8-е место в рейтинге лучших городов для ведения бизнеса в России (в 2012 году - 19-е место).
Начиная с 2011 года, в городе Кемерово начата работа по развитию системы муниципального финансового контроля.
В 2011 году принят нормативный правовой акт по созданию органа внешнего муниципального финансового контроля. Таким образом, принятием решения Кемеровским городским Советом народных депутатов от 30.09.2011 № 46 "О контрольно-счетной палате города Кемерово" положено начало в развитии системы муниципального финансового контроля в городе Кемерово.
II. Цели, задачи и ожидаемые результаты реализации
Программы
Целями Программы являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города, создание условий для повышения эффективности расходов бюджета города, эффективное управление муниципальным долгом, повышение качества организации бюджетного процесса.
Задачами в сфере реализации Программы являются:
реализация инструментов долгосрочного бюджетного планирования, поддержания достаточного объема финансовых резервов;
обеспечение в рамках полномочий органов местного самоуправления функционирования налоговой системы с поддержкой сбалансированных уровней налоговой нагрузки, структуры налогообложения и отлаженного налогового администрирования;
развитие программно-целевых принципов формирования расходов бюджета города;
приоритезация структуры расходов бюджета города в соответствии с условиями бюджетной политики и концепцией развития города Кемерово;
оценка и мониторинг состояния муниципального долга, совершенствование механизмов управления муниципальным долгом;
повышение прозрачности бюджета города и бюджетного процесса.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
снижение дефицита бюджета города;
обеспечение повышения уровня собираемости налогов и сборов, в том числе за счет снижения задолженности по налогам и сборам в местный бюджет, мониторинга эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам;
формирование расходной части бюджета города с применением метода программно-целевого планирования;
выявление резервов бюджетных средств для реализации бюджетной политики в части исполнения указов Президента Российской Федерации В.В.Путина о повышении заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы;
соблюдение ограничений по объемам муниципального долга бюджета города, расходов на его обслуживание, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, создание условий, способствующих сокращению объемов наращивания долговых обязательств;
обеспечение соответствия стандартам открытости (прозрачности) процессов формирования и исполнения бюджета города.
Негативные последствия экономического кризиса явно продемонстрировали необходимость повышения эффективности управления муниципальными финансами города Кемерово, а также поиска новых механизмов и инструментов, способных если не предотвратить, то хотя бы сгладить последствия таких событий для бюджета города в будущем.
Органам местного самоуправления города Кемерово необходимо провести анализ финансового обеспечения публичных нормативных обязательств, осуществить разработку и утверждение критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения муниципальных заданий и обеспечить финансирование учреждений в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
Политика в городе Кемерово неразрывно связана с общенациональными задачами, которые заключаются в обеспечении экономического развития, создании общества социальной справедливости, диверсификации производства, выходе на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией с высокой добавленной стоимостью, повышении качества оказания муниципальных услуг. Воплощение указанных приоритетов невозможно без сбалансированной и взаимоувязанной политики, проводимой на всех уровнях публичной власти, в том числе за счет бюджетных средств.
Программа призвана создать условия для устойчивого исполнения бюджета города, а также обеспечить финансирование первоочередных социальных расходов в целях недопущения ухудшения социально-экономической ситуации.
III. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджета города
В последние годы немало сделано для усиления финансовой самостоятельности и укрепления экономической независимости органов местного самоуправления. Осуществлены меры по разграничению и закреплению полномочий между федеральным, региональными и муниципальными уровнями. Законодательно утверждены нормативы распределения доходов от поступлений по федеральным налогам между федеральным, региональными и местными бюджетами.
Вместе с тем в решении данных проблем остались нерешенные вопросы, главный из которых - обеспеченность органов местного самоуправления финансовыми ресурсами для исполнения возложенных на них полномочий.
В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012.
Управление доходами бюджета города
Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета города является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов города Кемерово.
Основными направлениями являются:
развитие налогового потенциала;
повышение достоверности планирования доходов бюджета города;
повышение эффективности нормативных правовых актов представительного органа города Кемерово о местных налогах;
оценка эффективности применения налоговых льгот по местным налогам;
повышение эффективности мероприятий по управлению и использованию имущественного и земельного комплекса;
сокращение недоимки по платежам в бюджет города.
С учетом этого в рамках Программы представляется необходимым реализовать меры, позволяющие обеспечить эффективное использование доходов бюджета города и их направление на решение поставленных задач, в том числе:
обеспечение благоприятного климата для привлечения инвестиций, создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы, обеспечение занятости трудоспособного населения;
проведение оценки и анализа причин отклонений, утвержденных на соответствующий финансовый год доходов бюджета города от фактических параметров;
формирование законодательства города Кемерово по местным налогам с учетом стимулирования динамичного и равномерного социально-экономического развития города Кемерово (налогового потенциала), поддержки инвестиций, социально незащищенных категорий граждан и приоритетных направлений деятельности;
осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации, обеспечение актуализации перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования;
повышение эффективности управления муниципальным имуществом, в том числе:
- обеспечение учета, контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества;
- оптимизация структуры муниципальной собственности;
- мониторинг эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий;
реализация Плана мероприятий по проведению переоценки кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения Кемеровской области;
проведение комплекса мероприятий по выявлению землепользователей, не имеющих правоустанавливающих документов на землю, решение вопросов оформления права собственности на земельные участки или арендных отношений, постановки на учет неучтенных объектов налогообложения, пересмотру ставок (размеров) арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, с целью обеспечения максимального соответствия размеров земельных платежей рыночному уровню;
повышение эффективности взаимодействия с налоговыми органами в части обеспечения высокого уровня информированности налогоплательщиков по исполнению ими обязанности уплаты налогов и продолжение работы в рамках штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики города Кемерово.
Развитие муниципальных программ как основного инструмента
повышения эффективности бюджетных расходов
В 2013 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных и муниципальных программ. В результате созданы условия для интеграции в бюджетный процесс муниципальных программ, являющихся инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и создающих условия для повышения качества бюджетного планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Внесенные изменения позволили осуществить переход к формированию (начиная с 2014 года) бюджета города на основе программно-целевого принципа, что является важным этапом реализации мер повышения эффективности бюджетных расходов и повышения качества бюджетного планирования.
С точки зрения организации бюджетного процесса муниципальные программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся:
четкая формулировка цели муниципальной программы, соответствующей приоритетам государственной политики, целям и задачам социально-экономического развития города Кемерово, обозначенных в Концепции развития города Кемерово до 2025 года, утвержденной постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.04.2007 № 137, полномочиям в сферах ответственности органов местного самоуправления города Кемерово;
описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации муниципальной программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
наличие системы показателей для измерения результатов реализации муниципальной программы (индикаторов) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых для предварительной, текущей и завершающей оценки муниципальной программы;
обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов муниципальной программы, оценки внешних условий и рисков для реализации муниципальной программы.
Так, чтобы перейти к программному бюджету в городе Кемерово была полностью разработана и утверждена нормативная правовая база формирования бюджета города в разрезе муниципальных программ. Постановлением администрации города Кемерово от 27.09.2013 № 2972 утвержден Порядок разработки и реализации муниципальных программ города Кемерово, от 27.12.2013 № 3891 утвержден перечень муниципальных программ города Кемерово.
С учетом сформированной законодательной методологической базы решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.12.2013 № 298 "О бюджете города Кемерово на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" содержит, помимо ведомственной и функциональной структур расходов бюджета города, программную структуру (распределение бюджетных ассигнований по муниципальным программам).
Бюджет города на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в программной структуре расходов на основе 14 муниципальных программ. В рамках муниципальных программ сформировано расходов бюджета города:
на 2014 год - 70,3%, или 12 407 858,1 тыс. рублей;
на 2015 год - 79,3%, или 11 424 629,5 тыс. рублей;
на 2016 год - 77,2%, или 11 490 836,9 тыс. рублей.
Соответственно, в рамках непрограммных направлений деятельности бюджет города сформирован:
на 2014 год - в сумме 5 237 160,8 тыс. рублей или 29,7%;
на 2015 год - в сумме 2 990 096,5 тыс. рублей или 20,7%;
на 2016 год - в сумме 3 395 438,9 тыс. рублей или 22,8%.
В то же время конечная эффективность программного бюджета зависит от качества муниципальных программ и механизма контроля за их реализацией. Часть муниципальных программ нуждается в доработке. Прежде всего, необходимо обеспечить взаимосвязь поставленных целей с мероприятиями муниципальных программ города Кемерово.
Повышение эффективности бюджетных расходов
В целях обеспечения сбалансированности бюджета города на 2014 - 2016 годы продолжена работа по выявлению и использованию возможности оптимизации бюджетных расходов и перераспределению высвобождающихся ресурсов на решение приоритетных задач государственной политики, в первую очередь на реализацию указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 в условиях ограничения роста бюджетных расходов, не обеспеченных доходными источниками.
Реализация поставленных задач должна быть обеспечена, в том числе за счет:
повышения качества бюджетного планирования;
повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
участия исходя из возможностей бюджета города в реализации государственных программ Российской Федерации, Кемеровской области и мероприятий, софинансируемых из федерального и областного бюджетов;
повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления города Кемерово, в том числе за счет стимулирования их деятельности на достижение наилучших результатов.
В целях повышения эффективности управления бюджетными ресурсами необходимо проводить анализ эффективности бюджетных расходов в отношении всех мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета города, в процессе формирования проекта бюджета города, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к формированию бюджета города исходя из порядка и методики планирования бюджетных ассигнований бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период.
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с расходными обязательствами города Кемерово.
Для планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств учитываются данные реестров расходных обязательств органов местного самоуправления города Кемерово, представляемых в соответствии с Порядком ведения реестра расходных обязательств города Кемерово, утвержденным постановлением Главы города Кемерово от 08.02.2008 № 23.
Бюджетная политика в сфере расходов направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
При этом в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств необходимо осуществлять перераспределение бюджетных ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Это позволит определить наличие ресурсов для обеспечения принимаемых расходных обязательств с учетом приоритетов социально-экономической политики Кемеровской области, города Кемерово и обеспечения реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012.
В качестве приоритетных, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 задач, определены следующие направления расходов:
1. В сфере образования - обеспечение доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития города Кемерово.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как институтов социального развития, направленная на достижение современного качества учебных результатов, создание равных возможностей для получения современного качественного образования;
совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей и молодежи, обеспечение условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации;
создание необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
сохранение и развитие сложившейся в городе Кемерово системы социальной поддержки участников образовательных отношений.
Финансовые ресурсы будут направлены прежде всего на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Безусловным приоритетом будет являться решение задач по поэтапному повышению оплаты труда:
педагогических работников образовательных учреждений общего образования до уровня средней заработной платы в регионе;
педагогических работников образовательных учреждений дошкольного образования до уровня средней заработной платы в сфере общего образования;
педагогических работников учреждений дополнительного образования до уровня средней заработной платы учителей;
педагогических работников учреждений по работе с детьми-сиротами к 2018 году до средней заработной платы в регионе.
2. В сфере здравоохранения - совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему доступной и качественной медицинской помощи.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение оказания медицинской помощи и предоставление услуг в сфере здравоохранения;
обеспечение профилактики и развития медико-санитарной помощи;
повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в том числе на повышение заработной платы врачей до уровня 200% средней заработной платы по области, среднего медицинского персонала и младшего медицинского персонала до уровня 100% средней заработной платы в регионе к 2018 году.
3. В сфере культуры и национальной политики - сохранение культурного потенциала и культурного наследия города Кемерово, поддержка многообразия культурной жизни, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, интеграция во всероссийский и мировой культурный процессы, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям, сохранение межнационального мира и стабильности, создание условий для сохранения и развития культуры и языка всех наций и народностей, проживающих в городе Кемерово, а также повышение качества жизни коренных малочисленных народов города Кемерово.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 602 "Об обеспечении межнационального согласия", в том числе на повышение заработной платы работников учреждений культуры до уровня 100% средней заработной платы по области к 2018 году.
4. В сфере социальной политики - повышение эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания населения в городе Кемерово.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
реализация действующих мер адресной социальной поддержки населения в городе Кемерово;
обеспечение потребности граждан старших возрастов, инвалидов и семей с детьми-инвалидами в социальном обслуживании;
повышение качества социальных услуг;
улучшение материального положения отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, за счет оказания им целевой адресной помощи;
поддержка и стимулирование гражданской активности пожилых людей;
повышение уровня социальной реабилитации инвалидов для преодоления ими ограничений жизнедеятельности;
создание условий для повышения профессионального уровня работников учреждений социального обслуживания населения и статуса социальной службы;
обеспечение эффективного управления системой социальной поддержки.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в том числе на повышение заработной платы социальных работников до уровня 100% средней заработной платы по области к 2018 году.
5. В сфере жилищно-коммунального хозяйства - развитие жилищной и социальной инфраструктуры, создание условий для приведения жилищно-коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения города Кемерово, повышение доступности и качества жилищного обеспечения населения города Кемерово, создание условий для комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, в том числе для развития малоэтажного индивидуального жилищного строительства, содействие устойчивому развитию территорий города Кемерово, обеспечению устойчивого функционирования и развития инфраструктуры жизнеобеспечения населения и экономики города Кемерово.
Принятие новых инвестиционных обязательств должно быть всесторонне взвешено с точки зрения последующей востребованности, загруженности, территориальной доступности объектов для населения, перспектив развития территорий, а также наличия внутренних финансовых и кадровых ресурсов в соответствующей сфере для обеспечения функционирования создаваемых объектов социального назначения. Следует проводить инвентаризацию объектов капитального строительства, сконцентрировать ресурсы на объектах с высокой степенью готовности, проработать решения о фиксировании цены строительства каждого капитального объекта, чтобы в дальнейшем исключить его необоснованное удорожание.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" запланировано решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Процессу концентрации бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях расходов должен предшествовать анализ эффективности бюджетных расходов.
При этом обязательным элементом анализа эффективности бюджетных расходов должно стать прогнозирование последствий реализации либо нереализации мероприятий (осуществление бюджетных расходов), а также оценка предельной эффективности.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать прямая связь бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов по минимизации выявленных локальных и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов.
Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы государственных и муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Основные проблемы, с которыми столкнулись муниципальные учреждения в процессе своей деятельности, характерны в целом по Российской Федерации:
формальное проведение преобразований с сохранением ранее сложившихся механизмов функционирования учреждений;
различия в подходах к определению однотипных услуг, включенных в отраслевые перечни, при которых одинаковые по сути услуги имеют различные наименования, а наименования и детализация отдельных услуг не соответствуют отраслевым перечням услуг (работ);
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" для повышения доступности и качества оказания государственных (муниципальных) услуг необходимо решить следующие задачи:
законодательно закрепить порядок формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг в таких сферах как образование, здравоохранение, культура и других. Учредители муниципальных учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать муниципальные задания для подведомственных учреждений;
создать единую методологию расчета нормативных затрат на оказание муниципальной услуги;
включить основные параметры муниципального задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ.
Достижение поставленных задач в городе Кемерово необходимо обеспечить путем реализации мероприятий по следующим направлениям:
1. Использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее - муниципальное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ города Кемерово и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах.
Сводные показатели муниципальных заданий должны включаться в состав муниципальных программ города Кемерово, в рамках которых осуществляется организация оказания этих услуг, а параметры муниципальных заданий должны формироваться в соответствии с целями и результатами соответствующих муниципальных программ города Кемерово.
2. Выявление неэффективных муниципальных учреждений. Оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также оказывающих услуги, не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов местного самоуправления города Кемерово, на тип казенного учреждения либо их ликвидация.
3. Базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ, разработанные федеральными органами исполнительной власти, должны стать основанием для формирования ведомственного перечня муниципальных услуг и работ (далее - ведомственный перечень).
На основе ведомственного перечня, утвержденного органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, либо главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся казенные учреждения, должно формироваться муниципальное задание.
Муниципальные задания на основе ведомственного перечня будут формироваться, начиная с заданий на 2016 год.
4. Переход к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики) при финансовом обеспечении учреждений. Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
5. Расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций.
Расширение практики оказания муниципальных услуг не только бюджетными и автономными учреждениями, но и другими организациями в условиях добросовестной конкуренции создаст также возможность внедрения одной из самых перспективных и наиболее эффективных с точки зрения качества услуг форм - возможность выбора самим потребителем услуг места (организации-поставщика), а также качества и объема услуг, которые гарантированы государством. В этом случае средства бюджета города перечисляются в организацию после обращения потенциального получателя муниципальной услуги именно в эту организацию.
6. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства учреждений в части взимания платы за оказание муниципальных услуг, гарантированных населению за счет бюджета города, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений "теневых" платных услуг.
7. Совершенствование оплаты труда работников с учетом принципов "эффективного контракта".
Формирование расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений города Кемерово производится в соответствии с отраслевыми положениями об оплате труда работников, учитывающими критерии оценки деятельности и показатели эффективности.
Стимулирующие выплаты производятся с учетом показателей эффективности учреждений и работников. В планах мероприятий ("дорожных картах"), направленных на повышение эффективности в социальной сфере, предусмотрено соблюдение предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда муниципальных учреждений не более 40 процентов, а также мероприятий, направленных на введение "эффективного контракта".
В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р, в городе Кемерово проводится работа по заключению "эффективных контрактов" с отдельными категориями работников бюджетной сферы.
Внедрение в учреждениях системы оплаты труда работников, направленной на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда - это установление жесткой взаимоувязки "стоимость услуги - качество услуги" с применением принципа "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Принцип "деньги в обмен на эффективность" должен распространяться не только на отношения между учредителем и учреждением, но и на отношения между учреждением и конкретным специалистом, который принимает участие в предоставлении муниципальной услуги.
Необходимо осуществить внедрение системы нормирования труда в учреждениях бюджетной сферы с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказами Минтруда России от 31.05.2013 № 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда" и от 30.09.2013 № 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях".
Необходимо продолжить мероприятия по контролю за соблюдением предельного уровня соотношения (не превышающего более чем в 3 раза) оплаты труда руководителей учреждений и средней заработной платы работников основных профессий за отчетный год (Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2013 - 2015 годы).
8. Совершенствование системы оказания муниципальных услуг.
Оптимизация системы оказания муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления города Кемерово, осуществляется путем упрощения процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых государственных (муниципальных) услуг в режиме "одного окна", в том числе посредством создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
В городе Кемерово по состоянию на конец сентября 2014 года действует один МФЦ и один передвижной пункт.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" по увеличению доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг к 2015 году - не менее 90%, в 2013 году достигнуто целевое значение в размере 19%.
Показателями эффективности деятельности МФЦ в городе Кемерово могут служить результаты ежегодного социологического опроса, по итогам которого доля населения, удовлетворенного качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, в 2012 и 2013 годах составила 100%.
В целях предоставления заявителям возможности обращения за получением широкого круга услуг по принципу "одного окна" в период до 2018 года необходимо проведение мероприятий по дальнейшему развитию системы МФЦ, в том числе расширению перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ.
9. Повышение адресности социальной поддержки граждан.
Цель этой работы в сфере социальной поддержки граждан направлена на безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, выплат и компенсаций гражданам.
Поэтому задача на ближайшую перспективу - осуществление перехода от преимущественно категорийного к адресному принципу оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам. При этом усиление адресности и повышение эффективности использования имеющихся средств предполагает оказание действенной, реальной поддержки наиболее нуждающимся гражданам.
10. Оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления.
В целях повышения эффективности использования средств бюджета города бюджетная политика будет направлена на оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления города Кемерово, в том числе за счет исключения дублирующих функций.
Это должно привести к оптимизации состава и полномочий органов местного самоуправления города Кемерово, централизации учетных процедур, что за счет сокращения дублирования функций и полномочий позволит сконцентрировать средства бюджета города на приоритетных направлениях.
11. Стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе.
Повышение энергоэффективности в бюджетном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве должно обуславливать существенную экономию бюджетных средств. Во всех без исключения учреждениях должна проводиться работа по повышению энергоэффективности, сокращению издержек при потреблении энергоресурсов, использованию преимуществ заключения энергосервисных контрактов с энергоснабжающими организациями.
Необходимо отметить, что в настоящее время актуальным является вопрос контроля за проведением мероприятий и оценки вложения средств бюджета города в мероприятия по энергоэффективности.
IV. Управление муниципальным долгом города Кемерово
Управление муниципальным долгом города Кемерово является частью системы управления финансовыми ресурсами города Кемерово, поскольку муниципальный долг при непродуманной долговой политике является источником экономических и политических рисков. Это определяет тесную взаимосвязь управления муниципальным долгом с вопросами экономической безопасности города Кемерово.
Под управлением муниципальным долгом следует понимать процесс разработки и практической реализации стратегии управления муниципальными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основными целями управления муниципальным долгом города Кемерово являются:
соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации;
оптимизация структуры муниципального долга;
снижение долговой нагрузки и расходов на обслуживание муниципального долга города Кемерово;
обеспечение оптимальной долговой нагрузки на бюджет города;
недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств бюджета на погашение и обслуживание муниципального долга города Кемерово;
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам;
недопущение роста объема муниципального долга по муниципальным гарантиям города Кемерово;
снижение стоимости привлекаемых кредитных ресурсов кредитных организаций;
снижение зависимости бюджета города от заемных средств;
равномерное распределение долговой нагрузки на бюджет города.
Совершенствование управления муниципальным долгом города Кемерово включает следующие мероприятия:
эффективное планирование объема и структуры муниципального долга;
своевременное и в полном объеме погашение долговых обязательств перед областным бюджетом и кредитными организациями;
осуществление мониторинга соблюдения бюджетного законодательства при привлечении заимствований и исполнении обязательств по муниципальному долгу города Кемерово;
осуществление мониторинга исполнения бюджета города с целью определения возможности досрочного погашения долговых обязательств;
привлечение кредитных ресурсов кредитных организаций по более низкой процентной ставке по отношению к действующим кредитным договорам.
V. Развитие системы муниципального финансового контроля
Муниципальный финансовый контроль - неотъемлемая составляющая системы муниципального управления, главной целью и предназначением которого являются повышение эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами, создание условий для финансовой стабилизации.
В условиях перехода к программному бюджету происходит преобразование функций и задач органов муниципального финансового контроля. При организации их деятельности наибольшее внимание будет уделяться контролю за результатами по использованию муниципальных финансовых ресурсов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации с 04.08.2013 определена сфера государственного и муниципального финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" государственного и муниципального финансового контроля. К полномочиям органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля отнесена экспертиза государственных и муниципальных программ, органов внутреннего государственного и муниципального финансового контроля - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных и муниципальных программ.
Одним из основных инструментов внешнего муниципального финансового контроля должен стать аудит эффективности, который призван дать оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления города Кемерово с точки зрения результативности выполнения мероприятий муниципальных программ, а также достижения конечных целей и задач данных программ в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
К полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля города Кемерово помимо задач по осуществлению контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий, отнесены полномочия по контролю в сфере закупок для муниципальных нужд с применением мер административной ответственности.
В целом поставленные перед органами внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля новые задачи и введение многочисленных санкций и мер административной ответственности должны способствовать созданию в городе Кемерово полноценной работоспособной системы мониторинга исполнения муниципальных программ.
В рамках продолжения развития в Кемеровской области системного финансового контроля необходимо скоординировать работу между различными уровнями и органами финансового контроля области, начиная с этапа планирования контрольных мероприятий до реализации результатов данных мероприятий.
Механизмы сотрудничества должны перейти из разряда формальности и недифференцированности к действенным, компетентным и рациональным методам с целью эффективности показателей контрольных мероприятий и полноты охвата использования бюджетных средств.
Для достижения указанных целей необходимо:
разработать и утвердить нормативно-правовые акты города Кемерово по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями средств бюджета города, а также ведомственного контроля (аудита) в сфере закупок;
принять участие в выработке единой методики по планированию контрольных мероприятий органами государственного и муниципального финансового контроля, главными распорядителями средств бюджета города, администраторами доходов;
обеспечить на основе соглашений взаимодействие в проведении совместных контрольных мероприятий между органами государственного и муниципального финансового контроля;
принять участие в разработке методических указаний по квалификации нарушений с целью единого подхода к их применению органами государственного и муниципального контроля и главными распорядителями, осуществляющими внутренний финансовый контроль и аудит;
разработать план проведения информационной работы с объектами финансового контроля с целью повышения бюджетной дисциплины;
внедрить систему мониторинга и анализа качества контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля на основе установленных количественных показателей эффективности.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающих в силу с 01.01.2016, на финансовые органы возлагаются новые контрольные функции:
контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.
Для исполнения указанных функций необходимо разработать порядок осуществления контроля в сфере закупок и порядок действия финансовых органов при выявлении несоответствия контролируемой информации, а также осуществить переход к "электронному санкционированию" - проверке в автоматическом режиме финансовыми органами документов, подтверждающих возникновение у заказчика-получателя средств бюджета города денежных обязательств по муниципальным контрактам (договорам) на закупку товаров, оказание услуг (выполнение работ).
VI. Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных
финансов
Для повышения открытости бюджетного процесса в городе Кемерово необходимо:
продолжить формирование интегрированной информационной системы "Электронный бюджет", где будет размещаться актуальная информация о формировании и исполнении бюджета города;
обеспечить регулярную публикацию (размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") брошюры "Бюджет для граждан". Это даст в доступной форме информировать население о бюджете города, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
Информация, публикуемая в открытых источниках, позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и эффективности их расходования.
Начальник управления делами
В.И.ВЫЛЕГЖАНИНА
------------------------------------------------------------------