По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.09.2014 N 575-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления государственными финансами Кемеровской области на период до 2018 года"



КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 сентября 2014 г. № 575-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления государственными финансами Кемеровской области на период до 2018 года.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами.
3. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по финансам) - начальника главного финансового управления Кемеровской области С.Н.Ващенко.
5. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ





Утверждена
распоряжением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 5 сентября 2014 г. № 575-р

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ФИНАНСАМИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Программа повышения эффективности управления государственными финансами Кемеровской области на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в целях реализации задач, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, достижение которых призвано повысить качество управления государственными финансами.

I. Итоги реализации Программы по повышению эффективности
бюджетных расходов в Кемеровской области на период
до 2013 года

В 2010 - 2013 годах развитие бюджетной системы Кемеровской области осуществлялось в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Кемеровской области на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.10.2010 № 878-р (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
По большинству направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс.
В Кемеровской области проводился полный комплекс мер по мобилизации собственных доходных источников, а также пересмотру и отказу от неприоритетных расходных обязательств в рамках следующих программных документов:
план мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет Кемеровской области на 2011 - 2013 годы, утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.07.2011 № 595-р;
план мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Кемеровской области, утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.06.2011 № 538-р;
план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кемеровской области, утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2012 № 1195-р.
В 2011 году в целях повышения объективности прогнозирования доходов областного бюджета в Кемеровской области приказом главного финансового управления Кемеровской области от 02.08.2011 № 57А утверждена Методика прогнозирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Начиная с 2011 года, в Кузбассе ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных налоговых льгот в соответствии с Порядком и Методикой оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Кемеровской области, утвержденных распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 № 1213-р, а также принимаются конкретные меры по оптимизации региональных налоговых льгот. В результате принятых мер дополнительные доходы областного бюджета составили в 2011 году - 200 млн. рублей, в 2012 году - 80 млн. рублей, в 2013 году - 130 млн. рублей.
На постоянной основе осуществляется мобилизация дополнительных доходов в бюджет области в рамках штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики Кемеровской области, отраслевых и территориальных антикризисных штабов во всех муниципальных образованиях Кемеровской области. В 2013 году проведено около 800 заседаний штабов по финансовому мониторингу с участием свыше 4 тыс. предприятий. В результате деятельности штабов погашена задолженность по заработной плате на сумму 1,2 млрд. рублей, задолженность по платежам во все уровни бюджетов сокращена на 1,7 млрд. рублей, во внебюджетные фонды - на 1,3 млрд. рублей.
В Кемеровской области на постоянной основе проводится работа по расширению налогооблагаемой базы за счет постановки на налоговый учет объектов капитального строительства, земельных участков, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нарушением налогового законодательства, выявлению и повышению налогового потенциала муниципальных образований. За 2010 - 2013 годы выявлено и поставлено на налоговый учет более 18 тыс. земельных участков и около 9 тыс. объектов капитального строительства. В настоящее время продолжается совместная работа органов местного самоуправления, налоговых органов и органов кадастрового учета в рамках плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов Кемеровской области на 2013 - 2014 годы.
В Кемеровской области для расширения налогооблагаемой базы ведется системная работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, налажено взаимодействие с органами местного самоуправления и инвесторами, совершенствуются правовые, материальные и организационные условия ведения бизнеса.
В целях обеспечения инвесторов информацией, необходимой для принятия решения о вложении средств на территории Кемеровской области, принят инвестиционный меморандум Кемеровской области на 2013 и последующие годы, утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 № 1187-р.
С целью улучшения инвестиционного климата в Кемеровской области, достижения устойчивого социально-экономического развития области на основе роста производства товаров, опережающего создания новых рабочих мест с производительностью труда, соответствующей производительности, сложившейся в развитых экономиках мира, разработана Стратегия привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.01.2013 № 68-р.
Кроме того, в Кузбассе приняты законы, предусматривающие предоставление налоговых льгот и различные механизмы государственной поддержки инвесторов. Сформирован специальный банк данных, содержащий около 300 инвестиционных площадок для размещения бизнеса.
Создано 4 зоны экономического благоприятствования, на территории которых развиваются машиностроительный (Ленинск-Кузнецкий и Прокопьевский городские округа) и туристический кластеры (Таштагольский муниципальный район), кластер по производству строительных материалов (Юргинский городской округ).

II. Цель и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кемеровской области, повышение качества управления государственными финансами Кемеровской области.
Ожидаемыми основными результатами реализации Программы являются обеспечение исполнения расходных обязательств Кемеровской области при сохранении макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, оптимальной налоговой и долговой нагрузки с созданием механизмов и условий для оценки результативности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, а также "качество" бюджетной, налоговой и долговой политики, нормативно-правового регулирования и методического обеспечения, организации процедур бюджетного и налогового администрирования.
Негативные последствия экономического кризиса явно продемонстрировали необходимость повышения эффективности управления государственными финансами Кемеровской области, а также поиска новых механизмов и инструментов, способных если не предотвратить, то хотя бы сгладить последствия таких событий для бюджета в будущем.
Основными задачами государственной политики Кемеровской области в сфере реализации Программы являются:
повышение самостоятельности органов исполнительной власти;
снижение зависимости бюджетов муниципальных образований от финансовой помощи, поступающей из областного бюджета;
развитие программно-целевых методов управления государственными финансами;
выработка и внедрение в практику своей деятельности новых управленческих решений и подходов;
соблюдение норм бюджетного законодательства;
сокращение разрывов между расходными полномочиями и доходными источниками;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;
выявление и сокращение малоэффективных, а также неприоритетных бюджетных расходов;
повышение качества управления государственными финансами.
Органам исполнительной власти Кемеровской области необходимо провести анализ финансового обеспечения публичных нормативных обязательств, осуществить разработку и утверждение критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения государственных заданий и обеспечить финансирование бюджетных учреждений в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
Региональная политика неразрывно связана с общенациональными задачами, которые заключаются в обеспечении экономического развития, создании общества социальной справедливости, диверсификации производства, выходе на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией с высокой добавленной стоимостью, повышении качества оказания государственных услуг. Воплощение указанных приоритетов невозможно без сбалансированной и взаимоувязанной политики, проводимой на всех уровнях публичной власти, в том числе за счет бюджетных средств.
Программа призвана создать условия для устойчивого исполнения областного бюджета, а также обеспечить финансирование первоочередных социальных расходов в целях недопущения ухудшения социально-экономической ситуации.

III. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности областного бюджета

В последние годы устойчивость областного бюджета несколько снизилась. Сокращение доходов областного бюджета - это реальность. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 594 - 606.

Управление доходами Кемеровской области

Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета Кемеровской области является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов Кемеровской области.
Основное внимание уделяется:
развитию налогового потенциала;
повышению достоверности планирования доходов бюджета Кемеровской области;
повышению эффективности законодательства Кемеровской области о налогах и сборах;
оценке эффективности применения налоговых льгот и иных налоговых преференций, имеющих стимулирующий характер и направленных на решение определенных задач;
повышению эффективности мероприятий по управлению и использованию имущественного и земельного комплекса;
сокращению имеющейся недоимки по платежам в бюджет области.
С учетом этого в рамках Программы представляется необходимым реализовать меры, позволяющие обеспечить эффективное использование доходов бюджета Кемеровской области и их направление на решение поставленных задач, в том числе:
обеспечение благоприятного климата для привлечения инвестиций, создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы, обеспечение занятости трудоспособного населения;
проведение оценки и анализа причин отклонений утвержденных на соответствующий финансовый год доходов бюджета от фактических параметров;
формирование законодательства Кемеровской области о налогах и сборах с учетом стимулирования динамичного и равномерного социально-экономического развития Кемеровской области (налогового потенциала), поддержки инвестиций, социально незащищенных категорий граждан и приоритетных направлений деятельности;
обеспечение актуализации перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования;
проведение проверок использования и распоряжения имуществом Кемеровской области, находящимся в оперативном управлении областных учреждений, органов исполнительной власти Кемеровской области, а также переданным в установленном порядке иным лицам, выявление и изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;
проведение регулярной государственной кадастровой оценки земель с целью обеспечения максимального соответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости;
проведение комплекса мероприятий по упорядочению землепользования, пересмотру ставок (размеров) арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, с целью обеспечения максимального соответствия размеров земельных платежей рыночному уровню;
обеспечение высокого уровня информированности налогоплательщиков в части исполнения ими обязанности по уплате налогов и продолжение работы в рамках штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики Кемеровской области, отраслевых и территориальных антикризисных штабов во всех муниципальных образованиях Кемеровской области.

Развитие государственных программ как основного инструмента
повышения эффективности бюджетных расходов

В Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных программ и муниципальных программ.
В результате внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации созданы условия для интеграции в бюджетный процесс государственных программ, являющихся инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и создающих условия для повышения качества бюджетного планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Внесенные изменения позволили осуществить переход к формированию (начиная с 2014 года) бюджета на основе программно-целевого принципа, что является важным этапом реализации мер повышения эффективности бюджетных расходов и повышения качества бюджетного планирования.
С точки зрения организации бюджетного процесса государственные программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся:
четкая формулировка цели государственной программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям в сферах ответственности органов исполнительной власти Кемеровской области;
описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации государственной программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
наличие системы показателей для измерения результатов реализации государственной программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых для предварительной, текущей и завершающей оценки государственной программы;
обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов государственной программы, оценки внешних условий и рисков для реализации государственной программы.
Так, чтобы перейти к программному бюджету в регионе была полностью разработана и утверждена нормативно-правовая база формирования областного бюджета в разрезе государственных программ. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.02.2013 № 58 утверждено Положение о государственных программах Кемеровской области, распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.08.2013 № 652-р утвержден перечень государственных программ Кемеровской области. Все государственные программы разработаны и утверждены до начала формирования областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Для этого органами исполнительной власти Кемеровской области были пересмотрены и адаптированы к основным требованиям программного бюджетирования все существующие программы Кемеровской области.
С учетом сформированной законодательной методологической базы Закон Кемеровской области от 16.12.2013 № 126-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" содержит, помимо ведомственной и функциональной структур расходов областного бюджета, программную структуру (распределение бюджетных ассигнований по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности).
Областной бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в программной структуре расходов на основе 19 государственных программ Кемеровской области. В рамках государственных программ, непосредственно увязанных с целями и результатами государственной политики Кемеровской области, сформировано расходов областного бюджета:
на 2014 год 84,6%, или 83756960,7 тыс. рублей;
на 2015 год 78,8%, или 77780280,5 тыс. рублей;
на 2016 год 75,5%, или 78854524,5 тыс. рублей.
Областной бюджет в рамках непрограммных направлений деятельности сформирован:
на 2014 год в сумме 15279214 тыс. рублей;
на 2015 год в сумме 20892203,2 тыс. рублей;
на 2016 год в сумме 25657362,4 тыс. рублей.
В то же время конечная эффективность программного бюджета зависит от качества государственных программ, механизма контроля за их реализацией. Часть государственных программ нуждается в доработке. Прежде всего необходимо обеспечить взаимосвязь поставленных целей с мероприятиями государственных программ Кемеровской области.

Повышение эффективности бюджетных расходов

В целях обеспечения сбалансированности областного бюджета на 2014 - 2016 годы продолжена работа по выявлению и использованию возможности оптимизации бюджетных расходов и перераспределению высвобождающихся ресурсов на решение приоритетных задач государственной политики, в первую очередь на реализацию указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 594 - 606 в условиях ограничения роста бюджетных расходов, не обеспеченных доходными источниками.
Основной задачей Программы является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах, в том числе за счет:
повышения объективности и качества бюджетного планирования;
повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
участия исходя из возможностей областного бюджета в реализации государственных программ Российской Федерации и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета;
повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти Кемеровской области, в том числе за счет стимулирования их деятельности на достижение наилучших результатов.
В целях повышения эффективности управления бюджетными ресурсами необходимо создать систему анализа эффективности бюджетных расходов.
Система анализа эффективности бюджетных расходов должна основываться на анализе эффективности бюджетных расходов на всех этапах бюджетного процесса. Анализ эффективности бюджетных расходов необходимо осуществлять в отношении всех мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, в процессе формирования проекта областного бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к формированию областного бюджета исходя из порядка и методики планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Кемеровской области.
Для планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств учитываются данные реестров расходных обязательств органов государственной власти Кемеровской области, представляемых ими в главное финансовое управление Кемеровской области в соответствии с Порядком ведения реестра расходных обязательств Кемеровской области, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.05.2012 № 175 "Об утверждении Порядка ведения реестра расходных обязательств Кемеровской области".
Бюджетная политика в сфере расходов направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
При этом в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств необходимо осуществлять перераспределение бюджетных ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Это позволит определить наличие ресурсов для обеспечения принимаемых расходных обязательств с учетом приоритетов социально-экономической политики Кемеровской области и обеспечения реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 594 - 606.
В качестве приоритетных, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 594 - 606 задач, определены следующие направления расходов:
1. В сфере образования - обеспечение доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Кемеровской области.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как институтов социального развития, направленная на достижение современного качества учебных результатов, создание равных возможностей для получения современного качественного образования;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей и молодежи, обеспечение условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации;
создание необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
сохранение и развитие сложившейся в Кемеровской области системы социальной поддержки субъектов образовательного процесса.
Финансовые ресурсы будут направлены прежде всего на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Безусловным приоритетом будет являться решение задач по поэтапному повышению оплаты труда:
педагогических работников образовательных организаций общего образования до уровня средней заработной платы в регионе;
педагогических работников образовательных организаций дошкольного образования до уровня средней заработной платы в сфере общего образования;
педагогических работников учреждений дополнительного образования до уровня средней заработной платы учителей;
педагогических работников учреждений по работе с детьми-сиротами, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования к 2018 году до средней заработной платы в регионе.
2. В сфере здравоохранения - совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему доступной и качественной медицинской помощи.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение оказания медицинской помощи и предоставление услуг в сфере здравоохранения;
обеспечение профилактики и развития медико-санитарной помощи;
повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в том числе на повышение заработной платы врачей до уровня 200% средней заработной платы по области, среднего медицинского персонала и младшего медицинского персонала до уровня 100% средней заработной платы в регионе к 2018 году.
3. В сфере культуры и национальной политики - сохранение культурного потенциала и культурного наследия Кемеровской области, поддержка многообразия культурной жизни, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, интеграция во всероссийский и мировой культурный процессы, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям, сохранение межнационального мира и стабильности, создание условий для сохранения и развития культуры и языка всех наций и народностей, проживающих в регионе, а также повышение качества жизни коренных малочисленных народов Кемеровской области.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 602 "Об обеспечении межнационального согласия", в том числе на повышение заработной платы работников учреждений культуры до уровня 100% средней заработной платы по области к 2018 году.
4. В сфере социальной политики - повышение эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания населения в Кемеровской области.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач государственной программы:
реализация действующих мер адресной социальной поддержки населения в Кемеровской области;
обеспечение потребности граждан старших возрастов, инвалидов и семей с детьми - инвалидами в социальном обслуживании;
повышение качества социальных услуг;
улучшение материального положения отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, за счет оказания им целевой адресной помощи;
поддержка и стимулирование гражданской активности пожилых людей;
повышение уровня социальной реабилитации инвалидов для преодоления ими ограничений жизнедеятельности;
создание условий для повышения профессионального уровня работников учреждений социального обслуживания населения и статуса социальной службы;
обеспечение эффективного управления системой социальной поддержки.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в том числе на повышение заработной платы социальных работников до уровня 100% средней заработной платы по области к 2018 году.
5. В области занятости населения - предоставление государственных гарантий безработным гражданам, реализация мер по содействию занятости и обеспечению защиты от безработицы, поддержка уровня занятости граждан, относящихся к категории инвалидов, улучшение условий и охраны труда, предупреждение и снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, временное содержание на территории Кемеровской области иностранных граждан, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" будет продолжено проведение мероприятий по содействию в трудоустройстве инвалидов, обеспечению доступности профессионального образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" планируется проведение мероприятий, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
6. В сфере жилищно-коммунального хозяйства - развитие жилищной и социальной инфраструктуры, создание условий для приведения жилищно-коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения Кемеровской области, повышение доступности и качества жилищного обеспечения населения Кемеровской области, развитие ипотечного жилищного кредитования, создание условий для комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, в том числе для развития малоэтажного индивидуального жилищного строительства, содействие устойчивому развитию территорий Кемеровской области, обеспечению устойчивого функционирования и развития инфраструктуры жизнеобеспечения населения и экономики Кемеровской области.
Принятие новых инвестиционных обязательств должно быть всесторонне взвешено с точки зрения последующей востребованности, загруженности, территориальной доступности объектов для населения, перспектив развития территорий, а также наличия внутренних финансовых и кадровых ресурсов в соответствующей сфере для обеспечения функционирования создаваемых объектов социального назначения. Следует проводить инвентаризацию объектов капитального строительства, сконцентрировать ресурсы на объектах с высокой степенью готовности, проработать решения о фиксировании цены строительства каждого капитального объекта, чтобы в дальнейшем исключить его необоснованное удорожание.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" запланировано решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Процессу концентрации бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях расходов должен предшествовать анализ эффективности бюджетных расходов.
При этом обязательным элементом анализа эффективности бюджетных расходов должно стать прогнозирование последствий реализации либо нереализации мероприятий (осуществление бюджетных расходов), а также оценка предельной эффективности.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать прямая связь бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов по минимизации выявленных локальных и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов.

Повышение эффективности оказания государственных услуг

В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы государственных и муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Основные проблемы, с которыми столкнулись областные учреждения в процессе своей деятельности, характерны в целом по Российской Федерации:
формальное проведение преобразований с сохранением ранее сложившихся механизмов функционирования учреждений;
различия в подходах к определению однотипных услуг, включенных в ведомственные перечни, при которых одинаковые по сути услуги имеют различные наименования, а наименования и детализация отдельных услуг не соответствуют базовым (отраслевым) перечням услуг (работ);
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет;
несовершенство нормативно-правовой базы и ограниченность практики формирования бюджетов с учетом показателей государственных заданий.
Основные направления повышения доступности и качества оказания государственных услуг были обозначены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах":
первое, законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг в таких сферах как образование, здравоохранение, культура и других. Учредители государственных и муниципальных учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать государственные задания для подведомственных учреждений;
второе, создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги;
третье, включение основных параметров государственного задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих государственных программ.
Достижение поставленных задач необходимо обеспечить путем реализации мероприятий по следующим направлениям:
1. Использование государственного задания на оказание государственных услуг (далее - государственное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи государственных программ Кемеровской области и государственных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах.
Сводные показатели государственных заданий должны включаться в состав государственных программ Кемеровской области (подпрограмм), в рамках которых осуществляется организация оказания этих услуг, а параметры государственных заданий должны формироваться в соответствии с целями и результатами соответствующих государственных программ Кемеровской области.
2. Выявление неэффективных государственных (муниципальных) учреждений. Оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также оказывающих услуги, не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов государственной власти Кемеровской области, на тип казенного учреждения либо их ликвидация.
3. Формирование единого регистра услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, который должен стать основанием для формирования ведомственного перечня государственных услуг.
На основе ведомственного перечня, утвержденного органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, либо главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся казенные учреждения, должно формироваться государственное задание.
Государственные задания на основе единого регистра государственных услуг предлагается формировать начиная с заданий на 2016 год.
4. Переход к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики) при финансовом обеспечении учреждений (планируется с 2015 года). Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
5. Расширение практики привлечения к оказанию государственных услуг негосударственных организаций.
Расширение практики оказания государственных услуг не только бюджетными и автономными учреждениями, но и другими организациями в условиях добросовестной конкуренции создаст также возможность внедрения одной из самых перспективных и наиболее эффективных с точки зрения качества услуг форм - возможность выбора самим потребителем услуг места (организации-поставщика), а также качества и объема услуг, которые гарантированы государством. В этом случае средства областного бюджета перечисляются в организацию после обращения потенциального получателя государственной услуги именно в эту организацию.
6. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в государственных учреждениях.
К полномочиям органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, отнесены многие способы: от полного регулирования данным органом цены каждой услуги для каждого учреждения до предоставления полной самостоятельности учреждению.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства учреждений в части взимания платы за оказание государственных услуг, гарантированных населению за счет областного бюджета, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений "теневых" платных услуг.
7. Совершенствование оплаты труда работников с учетом принципов "эффективного контракта".
Формирование расходов на оплату труда работников государственных учреждений Кемеровской области производится в соответствии с отраслевыми положениями об оплате труда работников, учитывающими критерии оценки деятельности и показатели эффективности.
Стимулирующие выплаты производятся с учетом показателей эффективности учреждений и работников. В планах мероприятий ("дорожных картах"), направленных на повышение эффективности в социальной сфере, предусмотрено соблюдение предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда государственных (муниципальных) учреждений не более 40 процентов, а также мероприятий, направленных на введение "эффективного контракта".
В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р, органами исполнительной власти Кемеровской области начата работа по заключению "эффективных контрактов" с отдельными категориями работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Внедрение в учреждениях системы оплаты труда работников, направленной на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, - это установление жесткой взаимоувязки "стоимость услуги - качество услуги" с применением принципа "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Принцип "деньги в обмен на эффективность" должен распространяться не только на отношения между учредителем и учреждением, но и на отношения между учреждением и конкретным специалистом, который принимает участие в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Необходимо осуществить внедрение системы нормирования труда в учреждениях бюджетной сферы с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказами Минтруда России от 31.05.2013 № 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда" и от 30.09.2013 № 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях".
Необходимо продолжить мероприятия по контролю за соблюдением предельного уровня соотношения (не превышающего более чем в 3 раза) оплаты труда руководителей учреждений и средней заработной платы работников основных профессий за отчетный год (Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2013 - 2015 годы).
8. Совершенствование системы оказания государственных услуг.
Оптимизация системы оказания государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Кемеровской области, осуществляется путем их перевода в электронный вид на основе эффективного межведомственного взаимодействия между органами власти, а также упрощения процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых государственных (муниципальных) услуг в режиме "одного окна", в том числе посредством создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) в муниципальных образованиях Кемеровской области.
В городах и районах Кемеровской области по состоянию на конец февраля 2014 г. действует 17 МФЦ. Все МФЦ имеют защищенные каналы связи, обеспечивающие предоставление государственных и муниципальных услуг посредством АИС МФЦ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" по увеличению доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг к 2015 году до 90%, в 2013 году достигнуто целевое значение в размере 30%. Реализация дальнейшей схемы размещения МФЦ позволит увеличить долю граждан, имеющих возможность получать услуги на базе МФЦ, в 2014 году до 58%, в 2015 году - до 98%.
Показателями эффективности деятельности МФЦ в Кемеровской области могут служить результаты ежегодного социологического опроса, по итогам которого доля населения, удовлетворенного качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, в 2012 году составила 92%, в 2013 году - 95%.
В целях предоставления заявителям возможности обращения за получением широкого круга услуг по принципу "одного окна" в период до 2018 года необходимо проведение мероприятий по дальнейшему развитию системы МФЦ, в том числе расширению перечня государственных услуг, предоставляемых на базе МФЦ.
9. Повышение адресности социальной поддержки граждан.
Цель этой работы в сфере социальной поддержки граждан направлена на безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, выплат и компенсаций гражданам.
Поэтому задача на ближайшую перспективу - осуществление перехода от преимущественно категорийного к адресному принципу оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам. При этом усиление адресности и повышение эффективности использования имеющихся средств предполагает оказание действенной, реальной поддержки наиболее нуждающимся гражданам.
В рамках реализации указанного направления необходимо продолжить инвентаризацию установленных льгот и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на предмет исключения финансирования за счет средств областного бюджета льгот и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, относящихся к федеральным льготникам.
10. Оптимизация расходов на содержание органов государственной власти.
В целях повышения эффективности использования средств областного бюджета в сфере государственного управления бюджетная политика будет направлена на оптимизацию расходов на содержание органов государственной власти Кемеровской области, в том числе за счет исключения дублирующих функций.
Это должно привести к оптимизации состава и полномочий органов исполнительной власти области, централизации учетных процедур, что за счет сокращения дублирования функций и полномочий позволит сконцентрировать средства областного бюджета на приоритетных направлениях.
11. Стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе.
Повышение энергоэффективности в бюджетном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве должно обуславливать существенную экономию бюджетных средств. Во всех без исключения учреждениях должна проводиться работа по повышению энергоэффективности, сокращению издержек при потреблении энергоресурсов, использованию преимуществ заключения энергосервисных контрактов с энергоснабжающими организациями.
Необходимо отметить, что в настоящее время актуальным является вопрос контроля за проведением мероприятий и оценки вложения средств областного бюджета в мероприятия по энергоэффективности.

Повышение эффективности формирования, предоставления
и распределения межбюджетных трансфертов

Главной целью и важнейшей функцией органов государственной власти в области предоставления межбюджетных трансфертов является создание стабильной системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, обеспечивающей их максимально эффективное использование для предоставления бюджетных услуг и реализацию единой политики на всех уровнях публичной власти.
Для достижения указанной цели принят Закон Кемеровской области от 24.11.2005 № 134-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Кемеровской области", которым установлены в том числе дифференцированные нормативы отчислений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации; единые нормативы отчислений от транспортного налога в местные бюджеты; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований; порядки распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), поселений.
Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется через различные формы межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты.
Среди дотаций основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов (городских округов), которые обеспечивают финансовыми ресурсами местные бюджеты в объемах, гарантирующих минимальную потребность муниципальных образований в средствах на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, социальное обеспечение.
Установление объективного порядка распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных образований позволило обеспечить гарантированный уровень доходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) для финансирования расходных обязательств.
В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности бюджетов муниципальных образований Кемеровской области оказывается финансовая помощь в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) или бюджетных кредитов.
Порядок предоставления межбюджетных трансфертов в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.11.2012 № 481.
Субсидии являются одной из форм государственной поддержки, стимулирующей активность муниципальных образований Кемеровской области в решении вопросов развития экономики и социальной сферы, привлечения средств областного бюджета на приоритетные направления, что способствует муниципальному развитию по приоритетным направлениям государственной поддержки.
Цели, условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора муниципальных районов (городских округов) для предоставления субсидий и их распределения определены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.08.2007 № 234 "Об утверждении Положения о субсидиях бюджетам муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета".
Повышение качества оказания государственных услуг осуществляется через механизм делегирования государственных полномочий Кемеровской области на уровень муниципального образования законами Кемеровской области с предоставлением субвенций в качестве финансового обеспечения указанных полномочий.
Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов, а также проведение бюджетных реформ на всех уровнях бюджетной системы являются неотъемлемой частью региональной политики с высоким качеством управления финансами и устойчивым развитием территорий.
Достигнут высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений. В настоящее время осуществляется преимущественное распределение межбюджетных трансфертов из областного бюджета на основе единых методик исходя из объективных показателей, адекватно отражающих факторы, определяющие потребность в финансировании. Распределение объема межбюджетных трансфертов утверждается в рамках закона Кемеровской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период или постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области.
Переход к среднесрочному бюджетному планированию обусловил планирование межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу. Большинство межбюджетных трансфертов распределено между бюджетами муниципальных образований на 3 года, что создает условия для повышения качества финансового планирования в регионах.
В последние годы произошло значительное сокращение поступлений налоговых доходов в областной бюджет и местные бюджеты.
Сокращение доходов в наибольшей степени затронуло областной бюджет, доходы которого значительно зависят от финансового состояния крупных налогоплательщиков, занятых в металлургической, нефтяной, химической и других сферах промышленности.
В условиях экономического кризиса областной бюджет столкнулся с проблемами обеспечения сбалансированности, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.
В соответствии со сложившейся ситуацией развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:
установление особенностей организации бюджетного процесса в условиях сокращения доходов;
создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом;
корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам местного самоуправления;
дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов муниципальных образований.
Реализация настоящей Программы будет осуществляться в условиях кризисной ситуации в экономике, негативным образом сказывающейся на поступлении доходов в областной бюджет, что предполагает новые подходы к организации и осуществлению бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
Органам государственной власти Кемеровской области необходимо осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджета к сложившейся экономической ситуации и развитие доходного потенциала на своей территории, включающие:
подготовку прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике;
оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных;
осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации;
обеспечение увеличения поступлений по налогам в областной бюджет в первую очередь за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;
поддержку значимых для региона отраслей экономики, наиболее подверженных кризису, в том числе меры по использованию гарантийных механизмов, осуществление субсидирования процентных ставок;
взаимодействие в рамках антикризисных комиссий с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территории области, в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.
Органам государственной власти Кемеровской области следует обеспечить адекватную экономической ситуации корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:
инвентаризация и оптимизация расходов, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и органов государственной власти;
обеспечение реструктуризации сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов государственных услуг;
сокращение капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры;
финансирование капитальных вложений по объектам с высокой степенью готовности и ограничение расходов на приобретение оборудования;
обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств, направленных на оказание социально значимых государственных услуг, включая установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов;
недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам.
Обеспечение сбалансированности местных бюджетов с использованием механизма бюджетного кредитования предусматривается осуществлять при условии оптимизации бюджетов муниципальных образований и отсутствия роста кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам.
Повышение эффективности использования бюджетных средств в условиях экономического кризиса требует совершенствования инструментов управления бюджетным процессом.
В связи с ростом доли узкоцелевых межбюджетных трансфертов необходимо проведение комплексной оценки эффективности межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований в форме субсидий, в соответствии с принципами, согласно которым выделение субсидий целесообразно лишь в случаях, когда субсидии:
направлены на снижение значительных различий в обеспечении предоставления отдельных муниципальных услуг между муниципальными районами (городскими округами);
предусматривают повышение качества (объема) предоставления отдельных муниципальных услуг до установленного по области показателя;
обусловлены неравномерным распределением потребителей отдельных муниципальных услуг по муниципальным районам (городским округам).
Необходимо:
установить требования к порядку предоставления субсидий, предусматривающие недопустимость установления нескольких субсидий по одному направлению;
определить четкие конечные цели и сроки их достижения, по завершении которых предоставление субсидий должно быть прекращено.
В связи с этим принято постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.07.2014 № 263, которым определены Перечень расходных обязательств муниципальных образований Кемеровской области, по которым осуществляется софинансирование расходных обязательств муниципальных образований за счет средств областного бюджета, и целевые показатели на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
В последнее время сложилась практика делегирования расходных обязательств с передачей субвенций между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Необходимо повысить эффективность контроля за качеством исполнения передаваемых полномочий.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы в целом являются снижение зависимости местных бюджетов муниципальных образований от межбюджетных трансфертов из областного бюджета и повышение самостоятельности органов местного самоуправления, развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, а также рост качества управления региональными и муниципальными финансами.

Управление государственным долгом Кемеровской области

Управление государственным долгом Кемеровской области является частью системы управления финансовыми ресурсами области, поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике является источником экономических и политических рисков. Это определяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности региона.
В рамках данной концепции под управлением государственным долгом следует понимать процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основными целями управления государственным долгом Кемеровской области являются:
соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации;
оптимизация структуры государственного долга;
снижение долговой нагрузки и расходов на обслуживание государственного долга Кемеровской области;
обеспечение оптимальной долговой нагрузки на областной бюджет;
недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Кемеровской области;
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам;
недопущение роста объема государственного долга по государственным гарантиям Кемеровской области;
снижение стоимости привлекаемых кредитных ресурсов кредитных организаций;
снижение зависимости областного бюджета от заемных средств;
равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет.
Совершенствование управления государственным внутренним долгом Кемеровской области включает следующие мероприятия:
эффективное планирование объема и структуры государственного долга;
своевременное и в полном объеме погашение долговых обязательств перед федеральным бюджетом и кредитными организациями;
осуществление своевременного погашения номинальной стоимости облигаций в соответствии с решением об эмиссии государственных облигаций Кемеровской области;
осуществление мероприятий по реструктуризации долговых обязательств;
установление моратория на предоставление государственных гарантий Кемеровской области;
осуществление мониторинга соблюдения бюджетного законодательства при привлечении заимствований и исполнения обязательств по государственному долгу Кемеровской области;
осуществление мониторинга исполнения областного бюджета с целью определения возможности досрочного погашения долговых обязательств;
проведение операций по рефинансированию долговых обязательств;
направление доходов, полученных в ходе исполнения областного бюджета сверх утвержденного областным законом об областном бюджете объема указанных доходов, на погашение долговых обязательств Кемеровской области;
привлечение кредитных ресурсов кредитных организаций по более низкой процентной ставке по отношению к действующим кредитным договорам.

IV. Развитие системы государственного и муниципального
финансового контроля

Государственный финансовый контроль - неотъемлемая составляющая системы государственного управления, главной целью и предназначением которого являются повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами, создание условий для финансовой стабилизации.
В условиях перехода к программному бюджету происходит преобразование функций и задач органов государственного финансового контроля. При организации их деятельности наибольшее внимание будет уделяться контролю за результатами по использованию государственных финансовых ресурсов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации с 04.08.2013 определена сфера государственного и муниципального финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" государственного и муниципального финансового контроля. К полномочиям органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля отнесена экспертиза государственных и муниципальных программ, органов внутреннего государственного и муниципального финансового контроля - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных и муниципальных программ.
Одним из основных инструментов внешнего государственного и муниципального финансового контроля должен стать аудит эффективности, который призван дать оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кемеровской области с точки зрения результативности выполнения мероприятий государственных и муниципальных программ, а также достижения конечных целей и задач данных программ в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
К полномочиям органов внутреннего государственного муниципального финансового контроля Кемеровской области помимо задач по осуществлению контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных и муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных и муниципальных заданий, отнесены полномочия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд с применением мер административной ответственности.
В целом поставленные перед органами внешнего и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля новые задачи и введение многочисленных санкций и мер административной ответственности должны способствовать созданию в Кемеровской области полноценной работоспособной системы мониторинга исполнения государственных и муниципальных программ.
В рамках продолжения развития в Кемеровской области системного финансового контроля необходимо скоординировать работу между различными уровнями и органами финансового контроля области начиная с этапа планирования контрольных мероприятий до реализации результатов данных мероприятий.
Механизмы сотрудничества должны перейти из разряда формальности и недифференцированности к действенным, компетентным и рациональным методам с целью эффективности показателей контрольных мероприятий и полноты охвата использования бюджетных средств.
Для достижения указанных целей необходимо:
разработать и утвердить нормативно-правовые акты Кемеровской области по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями средств областного бюджета, а также ведомственного контроля (аудита) в сфере закупок;
выработать единую методику по планированию контрольных мероприятий органами государственного и муниципального финансового контроля, главными распорядителями средств областного бюджета, администраторами доходов;
обеспечить на основе соглашений взаимодействие в проведении совместных контрольных мероприятий между органами государственного и муниципального финансового контроля;
разработать методические указания по квалификации нарушений с целью единого подхода к их применению органами государственного и муниципального контроля и главными распорядителями, осуществляющими внутренний финансовый контроль и аудит;
разработать план проведения информационной работы с объектами финансового контроля с целью повышения бюджетной дисциплины;
внедрить систему мониторинга и анализа качества контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля на основе установленных количественных показателей эффективности.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающих в силу с 01.01.2016, на финансовые органы возлагаются новые контрольные функции:
контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.
Для исполнения указанных функций необходимо разработать порядок осуществления контроля в сфере закупок и порядок действия финансовых органов при выявлении несоответствия контролируемой информации, а также осуществить переход к "электронному санкционированию" - проверке в автоматическом режиме финансовыми органами документов, подтверждающих возникновение у заказчика-получателя средств областного бюджета денежных обязательств по государственным контрактам (договорам) на оказание услуг (выполнение работ).

V. Обеспечение открытости и прозрачности государственных
финансов

Для повышения открытости бюджетного процесса в регионе следует установить требования об обязательном обнародовании органами государственной власти отчетов о достигнутых результатах за истекший финансовый год, характеризующих достижение поставленных на финансовый год целей, а также о задачах, требующих решения в очередном финансовом году, и направлениях их достижения.
В этих целях необходимо:
продолжить формирование интегрированной информационной системы "Электронный бюджет", где будет размещаться актуальная информация о формировании и исполнении областного бюджета;
обеспечить регулярную публикацию (размещение в сети "Интернет") брошюры "Бюджет для граждан". Это даст в доступной форме информировать население об областном бюджете, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
Информация, публикуемая в открытых источниках, позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и эффективности их расходования.


------------------------------------------------------------------