По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.03.2014 по делу N А27-15402/2013 <В удовлетворении требования о признании незаконными действий об установлении кадастровой стоимости земельного участка отказано, поскольку в случае удовлетворения требования кадастровая стоимость земельного участка будет превышать внесенную ранее органом кадастрового учета рыночную стоимость земельного участка>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу № А27-15402/2013

Резолютивная часть решения оглашена 06 марта 2014 года
Полный текст решения изготовлен 12 марта 2014 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя И. (ОГРНИП 304423814600014, ИНН 423800525944), Новокузнецкий район
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
третье лицо: администрация города Новокузнецка (ОГРН 1024201470556), г. Новокузнецк, Кемеровская область,
о признании незаконными действий, об установлении кадастровой стоимости земельного участка
при участии:
от предпринимателя: Щ. - представитель (доверенность от 01.04.2013, паспорт) (до перерыва),
от ФГБУ "ФКП Росреестра": Ш. - ведущий юрисконсульт юридического отдела филиала (доверенность от 25.01.2013, паспорт),
от третьего лица: не явились,

установил:

индивидуальный предприниматель И. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва в лице филиала по Кемеровской области (далее - ФГУП "ФКП Росреестра", орган кадастрового учета) о признании незаконными действий по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:473, обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка земельного участка из расчета 523 руб. 63 коп. за кв. м (с учетом уточнений).
Определением суда от 25.10.2013 исковое заявление принято к производству, предварительное заседание назначено на 26.11.2013, которое откладывалось до 11.12.2013. Судебное разбирательство по существу спора назначено на 20.01.2013, которое откладывалось до 10.02.2014, 03.03.3014, объявлялся перерыв в судебном заседании до 06.03.2014.
Определением суда от 10.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация города Новокузнецка (далее - администрация).
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, представителя не направило, о причинах неявки не известило, возражения против рассмотрения спора в отсутствие своего представителя не заявило. Представитель предпринимателя в судебное заседание после перерыва не явился, заявил ходатайство о рассмотрении спора в его отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел спор в отсутствие представителя предпринимателя, администрации.
Представитель предпринимателя в судебном заседании 03.03.2014 обратился с ходатайством об уточнении требований, просил признать незаконными действия ФГУП "ФКП Росреестра" по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:473 в размере 28 578 926 руб. 52 коп., установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:473 за период 31.07.2013 по 02.01.2014 из расчета удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 13 группе видов разрешенного использования, определенной в пункте 1.2.13 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания № 39).
Суд принял уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель предпринимателя на требованиях настаивал, указав на то, что вид разрешенного использования земельного участка: под объекты обслуживания автомобильного транспорта соответствует 13 группе видов разрешенного использования, определенной пунктом 1.2.13 Методических указаний № 39, в связи с чем при расчете кадастровой стоимости земельного участка должен применяться средний уровень кадастровой стоимости земельных участков равный 523,63 руб. за кв. м. К основному виду разрешенного использования в зоне П-3, в которой располагается спорный земельный участок, относится вид "под объекты обслуживания автомобильного транспорта". При этом рядом расположенные земельные участки отнесены к 13 группе видов разрешенного использования. Ссылается на решение суда по делу № А27-171/2013 от 06.06.2013, в котором изложен вывод об отнесении земельных участков с разрешенным использованием: объект автомобильного транспорта к 13 группе видов разрешенного использования. Представитель предпринимателя указал на рассмотрение заявленных требований в порядке искового производства.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра", возражая против заявленных требований, указала на то, что кадастровая стоимость земельного участка определена, исходя из среднего уровня кадастровой стоимости, установленного для 5 группы видов разрешенного использования, к которой относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания, исходя из фактического функционального назначения объектов, расположенных на спорном земельном участке. Кроме того, на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу № А27-15353/2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости равной 1 878 000 руб. Нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность установления кадастровой стоимости земельного участка на прошлый период.
Администрация отзыв не представила, требования не оспорила.
Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы искового заявления и отзыва, установив фактические обстоятельства спора, отказал в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предпринимателю И. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 42:30:0207052:473, общей площадью 5 541 кв. м, расположенный по адресу: <...>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты автомобильного транспорта.
Указывая на незаконность действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере 28 578 926 руб. 52 коп., предприниматель обратился в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости названного земельного участка за период 31.07.2013 - 02.01.2014 из расчета удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 13 группе разрешенного использования.
В порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Предприниматель, указывая на рассмотрение требований в исковом порядке предмет требования обозначил как признание незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по установлению кадастровой стоимости земельного участка, которые подлежат рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12651/11 споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных правоотношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Предприниматель, заявляя требования по настоящему спору, по существу, ссылается на несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его кадастровой стоимости, расчет которой необходимо производить, исходя из удельного показателя, установленного для 13 группы видов разрешенного использования, в связи с чем ссылается на нарушение прав предпринимателя как собственника земельного участка и налогоплательщика, учитывая порядок определения налоговой базы по земельному налогу.
Заявленные предпринимателем требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
Указанная правовая позиция также соответствует изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 по делу № 913/11.
Между тем предпринимателем заявлены требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка за прошлый период 31.07.2013 - 02.01.2014: с момента постановки земельного участка на кадастровый учет до внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Нормами закона не предусмотрена возможность внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка за прошлый период.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Таким образом, учитывая, что решение суда является основанием для внесения сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, требования предпринимателя об установлении кадастровой стоимости земельного участка за прошлый период не согласуется с принципом непрерывности актуализации кадастровых сведений.
В обоснование требований предприниматель указал на то, что при определении кадастровой стоимости ФГБУ "ФКП Росреестра" земельный участок неправомерно отнесен к 5 группе видов разрешенного использования, поскольку с учетом вида разрешенного использования: объекты обслуживания автомобильного транспорта, кадастровая стоимость земельного участка должна быть рассчитана, исходя удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 13 группы видов разрешенного использования.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В подпунктах 11, 14 пункта 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации государственная кадастровая оценка земель проводится для установления кадастровой стоимости земельных участков. Порядок проведения кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 42:30:0207052:473 образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 42:30:0207052:443, 42:30:0207052:76, 42:30:0207052:82, поставлен на государственный кадастровый учет 31.07.2013.
Вид разрешенного использования спорного земельного участка - под объекты обслуживания автомобильного транспорта внесен в государственный кадастр недвижимости на основании сведений, указанных в межевом плане. При этом в рамках настоящего дела истцом не оспаривается вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 (далее - Методические указания № 222) в случае образования нового земельного участка кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Органом кадастрового учета при расчете кадастровой стоимости земельного участка применен средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, установленный для 5 группы видов разрешенного использования постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 (далее - Постановление Коллегии администрации Кемеровской области № 519) в размере 5 157 руб. 72 коп., в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 28 578 926 руб. 52 коп.
Истец считает подлежащим применению средний уровень кадастровой стоимости земельных участков, утвержденный Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области в размере 523 руб. 63 коп. для 13 группы видов разрешенного использования, при расчете кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2.5 Методических указаний № 39 к пятой группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1.2.13 Методических указаний № 39 к тринадцатой группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Спорный земельный участок находится в черте города Новокузнецка и относится к категории земель населенных пунктов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон.
В силу положений пунктов 8, 9 статьи 1, статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает использование земельных участков их собственниками в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Правила землепользования и застройки города Новокузнецка утверждены решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 № 1/6 (далее - Правила землепользования и застройки).
В соответствии со статьей 1 Правил землепользования и застройки под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Спорный земельный участок расположен в территориальной зоне П-3.
В соответствии со статьей 55 Правил землепользования и застройки зона П-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования коммунально-производственных предприятий и складских баз, сооружений инженерно-транспортной инфраструктуры IV - V классов опасности, требующих устройства санитарно-защитных зон шириной от 50 до 100 м, с низкими уровнями шума и загрязнения, иных коммунальных и складских объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон. Допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность.
Разрешенное использование "под объектами обслуживания автомобильного транспорта" указано в качестве основного вида разрешенного использования для зоны П-3.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Правил землепользования и застройки перечень возможных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства содержится в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков, установленные в Классификаторе, соответствуют 17-и видам разрешенного использования земельных участков, определенным Методическими указаниями № 39.
Такое соответствие определяется числом от 1.2.1 до 1.2.17 в круглых скобках. Каждый вид разрешенного использования земельного участка в Классификаторе входит в одну из 17-и групп видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных методическими указаниями.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (приложение № 4 к Правилам землепользования и застройки) объекты обслуживания автомобильного транспорта отнесены к 5 группе видов разрешенного использования.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 15.12.2011 № 12651/11 орган кадастрового учета согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства при определении номера вида разрешенного использования обязан установить в состав какой территориальной зоны входит участок, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего фактически предназначены расположенные на земельном участке объекты недвижимости.
Как следует из материалов дела, ФГБУ "ФКП Росреестра" при постановке земельного участка на кадастровый учет в целях определения номера вида разрешенного использования для определения кадастровой стоимости земельного участка направило запрос в Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка, в ответе на который от 25.10.2013 № 6470-04 указано, что на спорном земельном участке расположены нежилые здания, одно из которых используется под склад оптово-розничной торговли, в другом здании расположена мастерская по ремонту топливных насосов высокого давления, фактическое использование третьего здания установить не удалось, однако, можно предположить использование последнего под гараж. В письме также указано на деятельность по реализации запасных частей к тракторам, резинотехнических изделий.
Согласно кадастровым делам на земельные участки с кадастровыми номерами 42:30:0207052:443, 42:30:0207052:76э, 42:30:0207052:82, в результате преобразования которых образован спорный земельный участок, в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:443 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения 01.06.2012 как о ранее учтенном земельном участке, вид разрешенного использования - под коммунально-складские объекты, 05.12.2012 на основании заявления об учете изменений и приложенного межевого плана уточнены сведения о площади (2554 кв. м), местоположении границ, внесены сведения об образованных на земельном участке частях - под холодный склад материалов сборно-разборный, под часть отдельно стоящего нежилого здания (гараж на 12 автомобилей). В отношении земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:76 внесены сведения в государственный кадастр недвижимости 09.07.2007 с видом разрешенного использования - под гараж и части здания, в соответствии с описанием земельного участка внесены сведения о части земельного участка - гараж. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 42:30:0207052:82 внесены в государственный кадастр недвижимости 11.03.2008 с видом разрешенного использования земельного участка - под объектами промышленности, в соответствии с описанием земельного участка внесены сведения о части земельного участка - гараж.
08.07.2013 решением об учете изменений сведений об объекте недвижимости, принятым в результате рассмотрения представленных собственником земельных участков документов, вид разрешенного использования обозначенных земельных участков изменен на "под объекты обслуживания автомобильного транспорта".
Таким образом, принимая во внимание осуществление истцом деятельности по ремонту оборудования, реализации изделий, запасных частей на спорном земельном участке, суд пришел к выводу о том, что представленными документами подтверждается функциональное назначение объектов, соответствующее 5 группе видов разрешенного использования. Изложенные обстоятельства не оспорены предпринимателем, документов, подтверждающих иное фактическое назначение объектов, не представлено истцом. При этом код земельного участка, отображенный в публичной кадастровой карте в соответствии с классификатором, используемым ФГБУ ФКП Росреестра в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости (утвержден Приказом Росреестра от 12.10.2011 № П/389), не опровергает изложенные выводы и не подтверждает иное функциональное назначение объектов, расположенных на спорном земельном участке.
Ссылка предпринимателя на решение арбитражного суда по делу № А27-171/2013 является несостоятельной, поскольку в рамках указанного дела рассмотрены требования о признании недействующим нормативного акта - подпункта 1.5 пункта 1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.10.2010 № 468 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 № 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области". Указанный судебный акт не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора.
Доводы истца об отнесении иных земельных участков к 13 группе видов разрешенного использования, являются также несостоятельными, поскольку не влияют на определение номера вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Кроме того, решением арбитражного суда по делу № А27-15353/2013 от 02.12.2013, вступившим в законную силу, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:473 установлена в размере его рыночной стоимости равной 1 878 000 руб. Данная стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета 02.12.2013, поскольку решение суда обращено к немедленному исполнению.
Между тем согласно уточненным требованиям истец просит внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка из расчета удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 13 группы вида разрешенного использования, в период до 02.01.2014. Таким образом, в случае удовлетворения требования кадастровая стоимость спорного земельного участка за период с 02.12.2013 по 02.01.2014 будет отражена в размере, превышающем внесенную органом кадастрового учета на основании решения арбитражного суда по делу № А27-15353/2013.
При таких обстоятельствах требования предпринимателя И. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение судом настоящего спора в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

индивидуальному предпринимателю И. (ОГРНИП 304423814600014, ИНН 423800525944), Новокузнецкий район отказать в удовлетворении требований.
Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск.

Судья
Н.А.АНИКИНА


------------------------------------------------------------------