Постановление администрации Полысаевского городского округа от 21.04.2014 N 638 "Об утверждении программы по повышению эффективности бюджетных расходов Полысаевского городского округа на период до 2015 года"
АДМИНИСТРАЦИЯ ПОЛЫСАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. № 638
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ПОЛЫСАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
В целях оптимизации бюджетного процесса в Полысаевском городском округе:
1. Утвердить прилагаемую программу по повышению эффективности бюджетных расходов Полысаевского городского округа на период до 2015 года.
2. Признать утратившим силу постановление администрации Полысаевского городского округа от 18.06.2012 № 948 "Об утверждении программы по повышению эффективности бюджетных расходов Полысаевского городского округа на период до 2013 года".
3. Постановление опубликовать в городской газете "Полысаево" без приложения. Постановление с приложением разместить на официальном сайте города.
4. Постановление вступает в силу с момента официального опубликования.
5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы Полысаевского городского округа В.В.Андреева.
Глава Полысаевского
городского округа
В.П.ЗЫКОВ
Утверждена
постановлением администрации
от 21 апреля 2014 г. № 638
ПРОГРАММА
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
ПОЛЫСАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
Программа по повышению эффективности бюджетных расходов Полысаевского городского округа на период до 2015 года (далее - программа) разработана в соответствии с основными положениями комплексной программы социально-экономического развития города Полысаево до 2025 года, в том числе комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Полысаево, утвержденной решением Совета народных депутатов Полысаевского городского округа от 18.07.2013 № 119.
1. Предпосылки принятия программы:
Настоящая программа направлена на дальнейшую оптимизацию бюджетного процесса и внедрение новых инструментов управления общественными финансами Полысаевского городского округа в целях наращивания доходной базы, повышения качества управления муниципальным долгом, совершенствования механизмов бюджетных расходов, повышения эффективности использования существующих ресурсов для достижения максимальных результатов.
Результатом реформ, реализуемых Полысаевским городским округом, в том числе в соответствии с Концепцией реформирования системы управления общественными финансами в Кемеровской области в 2006 - 2008 годах, стало внедрение и совершенствование современных инструментов управления общественными финансами, таких как:
ведение реестра расходных обязательств;
программно-целевые методы бюджетного планирования;
"монетизация" отдельных видов мер социальной поддержки;
установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе - утверждению бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки".
В то же время, несмотря на достигнутые результаты в сфере управления общественными финансами у Полысаевского городского округа остается ряд проблем, характерных как для бюджетной системы Кемеровской области, так и в целом для всей бюджетной системы Российской Федерации:
стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
применение таких инструментов внедрения принципов бюджетирования, ориентированного на результат как реестр расходных обязательств и муниципальные программы, остается формальным и слабо увязанным с бюджетным процессом;
реформирование бюджетной сети осуществляется крайне медленно.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Полысаевского городского округа в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки, и реализации системы мер по повышению эффективности бюджетных расходов Полысаевского городского округа.
2. Цели и задачи:
Цели программы - способствовать повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления (далее - органы местного самоуправления) в обеспечении потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Для достижения целей программы необходимо решение следующих основных задач:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Полысаевского городского округа;
повышение эффективности бюджетных расходов на основе муниципальных программ;
оптимизация функций органов местного самоуправления;
повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
повышение энергоэффективности экономики, в том числе в бюджетном секторе;
реформирование финансового контроля;
повышение качества управления муниципальным долгом;
совершенствование контрактных отношений;
развитие информационно-аналитических систем управления финансами.
Решение поставленных задач позволит создать организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов.
3. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета
Полысаевского городского округа:
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета является первоочередным условием достижения целей и решения задач программы.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Полысаевского городского округа предлагается реализовать следующие меры:
1. Обеспечить проведение ответственной и взвешенной бюджетной политики органами местного самоуправления и их структурными подразделениями в Полысаевском городском округе, основанной на следующих принципах:
реалистичность и надежность экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджета Полысаевского городского округа;
снижение бюджетного дефицита, муниципального долга;
развитие собственной доходной базы;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств только при наличии четкой оценки объема бюджетных ассигнований, необходимых для их исполнения, а также механизмов и сроков их реализации.
Для дальнейшего внедрения этих принципов необходимо реализовать следующие основные меры:
использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
совершенствование формы и порядка ведения реестра расходных обязательств;
формализация порядка принятия новых (увеличения действующих) расходных обязательств с усилением ответственности за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;
сокращение числа налоговых льгот;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета Полысаевского городского округа.
Развитие собственной доходной базы бюджета Полысаевского городского округа может осуществляться по следующим направлениям:
1. Динамичное развитие главных отраслей хозяйственно-экономического комплекса, что приводит к увеличению валового продукта и заметному укреплению доходной базы бюджета.
2. Привлечение инвестиций в развитие экономики Полысаевского городского округа, что ведет к увеличению налоговых и неналоговых поступлений в текущий момент времени и в перспективе. Создание новых и расширение имеющихся производств в Полысаевском городском округе за счет оказания муниципальной поддержки предприятиям, работающим в приоритетных отраслях экономики, малому бизнесу.
3. Активизация работы органов местного самоуправления совместно с налоговыми и иными контролирующими органами:
мониторинг крупных и средних предприятий города в целях принятия мер по улучшению результатов их финансово-хозяйственной деятельности, сокращению задолженности по налоговым платежам, своевременной уплате текущих платежей, увеличению поступлений в бюджет Полысаевского городского округа;
целенаправленная работа с предприятиями, имеющими задолженность по начисленным налогам, пеням и штрафам, осуществление мер принудительного взыскания задолженности по платежам в бюджет Полысаевского городского округа;
анализ действующих ставок и льгот по налогам: земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и арендной плате за землю с целью предоставления экономически обоснованных льгот;
работа по выявлению и привлечению владельцев неучтенных земельных участков и индивидуальных жилых домов к регистрации прав собственности на имущество;
обеспечение комплексного развития упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории городского округа.
4. Эффективное управление муниципальной собственностью Полысаевского городского округа.
4. Повышение эффективности бюджетных расходов на основе
муниципальных программ:
Внедрение программно-целевого бюджетного планирования позволяет оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета Полысаевского городского округа, повысить результативность функционирования органов местного самоуправления и качество предоставляемых ими услуг. Программно-целевые методы планирования на территории городского округа реализуются путем применения муниципальных программ.
Принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
формирование муниципальных программ исходя из четко определенных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
установление для муниципальных программ, как правило, измеримых результатов, во-первых, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей (конечных результатов), и во-вторых, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг (непосредственных результатов);
определение органа местного самоуправления, отвечающего за реализацию муниципальных программы (достижение конечных результатов);
наделение органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих управление муниципальными программами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ;
проведение регулярной оценки эффективности реализации муниципальных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также привлечение к ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
1. Определить перечень и организовать подготовку проектов муниципальных программ с отражением в них следующих вопросов:
обоснование целей и задач программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития городского округа;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
прогноз конечных результатов программы;
перечень целевых индикаторов и показателей программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
сроки реализации программы в целом, а также с указанием основных этапов, сроков их реализации и промежуточных показателей;
обоснование объема бюджетных ассигнований с разбивкой по годам реализации программы.
2. Определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований из бюджета Полысаевского городского округа на реализацию муниципальных программ с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
5. Оптимизация функций органов местного самоуправления:
Основные меры по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления (выполнения возложенных на них функций, в том числе - по осуществлению юридически значимых действий) должны быть направлены на:
противодействие коррупции, снижение административных барьеров;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
сокращение дублирования функций и полномочий органов местного самоуправления;
передачу функций органов местного самоуправления, неотнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
повышение мотивации руководителей органов местного самоуправления и их структурных подразделений в отношении оптимизации предельной численности работников органов местного самоуправления и их структурных подразделений и сокращения бюджетных расходов на их деятельность;
формирование открытости деятельности органов местного самоуправления, в том числе перехода на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления в электронной форме;
оптимизацию межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов местного самоуправления.
Органам местного самоуправления необходимо отражать отраслевые планы повышения эффективности бюджетных расходов в муниципальных программах.
Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления и их структурных подразделений является управление муниципальной собственностью. Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в этой сфере предполагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава муниципального имущества и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда;
совершенствование приватизационных процедур (конкурсные условия отбора эффективного собственника, контроль выполнения заявленной программы после приватизации);
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества;
формирование экономически обоснованной политики управления муниципальной собственностью.
6. Совершенствование правового статуса муниципальных
учреждений и повышение эффективности предоставления
муниципальных услуг:
В настоящее время общее количество муниципальных бюджетных учреждений городского округа составляет 30 (тридцать), автономных - 5 (пять).
Планирование осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов.
Основными целями реформирования бюджетной сети являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
создание условий для ее оптимизации;
снижение количества неустановленных видов платных услуг;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг. Создаются условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы для органов местного самоуправления по оптимизации подведомственной сети.
Соответственно, для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных проектировок на последующие годы.
7. Повышение энергоэффективности экономики:
Одно из приоритетных направлений в модернизации экономики городского округа - это повышение ее энергоэффективности, в том числе в бюджетном секторе. Задача по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере является одной из составляющих в комплексе мер по повышению эффективности бюджетных расходов, так как относительно простыми методами муниципального регулирования позволяет снизить нагрузку на бюджеты всех уровней.
Мероприятия по повышению энергоэффективности должны включать комплекс мер по организации работ, направленных на обеспечение экономически обоснованной эффективности использования энергетических ресурсов в процессе их производства, переработки, транспортировки, хранения, распределения и потребления на территории городского округа.
Основные принципы муниципальной политики в области энергосбережения и энергоэффективности должны быть направлены на:
приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
осуществление поддержки и стимулирования энергосбережения;
комплексный подход к планированию и проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
обязательность приборного учета при производстве, переработке, транспортировке, хранении, распределении и потреблении энергетических ресурсов;
заинтересованность производителей, поставщиков и потребителей энергетических ресурсов в повышении эффективности их использования;
совершенствование системы энергоаудита.
Учитывая количество участников процесса энергосбережения, решение задач повышения энергоэффективности выполняется путем применения программно-целевых методов через разработку комплексных программ энергосбережения и создание системы управления, позволяющей вносить оперативные корректировки при анализе ее выполнения.
8. Финансовый контроль, как инструмент повышения
эффективности бюджетных расходов:
Переход к программно-целевому бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует реформирования системы муниципального контроля.
Мероприятия в развитии системы муниципального контроля должны быть направлены на:
организацию действенного контроля (аудита) за целевым и эффективным использованием бюджетных средств на базе установленных критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований;
принятие дополнительных мер к организации действенной системы внутреннего контроля главными администраторами (администраторами) и главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, направленных на соблюдение стандартов и правил составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, соблюдения административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер по повышению результативности (эффективности) использования бюджетных средств;
исключение возможности необоснованных проверок хозяйствующих субъектов при планировании и проведении контрольных мероприятий.
9. Повышение качества управления муниципальным внутренним
долгом:
Управление муниципальным внутренним долгом является составной частью системы управления общественными финансами в городском округе, и, как следствие, повышение эффективности бюджетных расходов зависит, в том числе и от принятия эффективной стратегии управления муниципальным долгом.
В рамках данной программы под управлением муниципальным внутренним долгом следует понимать процесс разработки и практической реализации стратегии управления муниципальными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени, связанных с долгом платежей.
Основными целями и задачами управления муниципальным долгом городского округа являются:
определение потенциала и экономически безопасного уровня муниципального долга, минимально необходимого объема муниципальных заимствований, способных обеспечить решение важных задач развития городского округа, не допустив при этом неконтролируемого роста муниципального долга и повышения рисков исполнения долговых обязательств городского округа;
привлечение кредитных ресурсов в коммерческих организациях на конкурсной основе с целью выбора более выгодных для бюджета городского округа условий (более низкую процентную ставку в сочетании со сроком заимствования);
своевременное исполнение долговых обязательств городского округа;
обеспечение тесной взаимосвязи принятия решения о муниципальных заимствованиях городского округа с имеющимися потребностями бюджета городского округа в привлечении заемных средств;
оптимизация структуры муниципального долга в целях минимизации стоимости его обслуживания;
минимизация рисков, связанных с выдачей муниципальных гарантий городского округа;
планирование объема и сроков привлечения муниципальных заимствований;
работа с должниками бюджета городского округа в целях снижения потребности в муниципальных заимствованиях городского округа.
Реализация данных мероприятий позволит:
снизить влияние платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга городского округа на финансирование иных статей расходов бюджета Полысаевского городского округа;
не допустить единовременного отвлечения значительного объема средств бюджета Полысаевского городского округа на погашение и обслуживание муниципального долга;
сократить расходы на обслуживание муниципального долга городского округа.
10. Совершенствование контрактных отношений:
Для формирования комплексной контрактной системы первоочередной задачей на 2014 - 2015 годы является совершенствование нормативного правового регулирования вопросов планирования закупок, размещения заказов для муниципальных нужд и исполнения муниципальных контрактов (договоров гражданско-правового характера).
Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы планирования закупок для муниципальных нужд, должны включать:
порядок определения объема и структуры муниципальных нужд, в том числе в натуральных величинах;
порядок проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг;
порядок формирования начальной цены закупаемых товаров, работ, услуг.
В нормативное правовое регулирование стадии размещения муниципального заказа целесообразно включить:
утверждение плана-графика муниципальных закупок;
положение о порядке составления требований к предмету закупки;
установление требования к обеспечению контрактов (гражданско-правовых договоров);
положение о порядке определения начальной цены муниципального контракта (гражданско-правового договора);
типовые контракты (гражданско-правовые договора) со спецификациями по видам товаров, услуг, работ.
В целях формирования нормативного правового регулирования на стадии исполнения муниципального контракта (гражданско-правового договора) необходимо:
регламентировать порядок контроля со стороны заказчика за исполнением контракта (гражданско-правового договора), издание рекомендаций по приемке продукции исполненного муниципального контракта (гражданско-правового договора);
обязать заказчика всегда применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (гражданско-правовому договору).
Совершенствование комплексной контрактной системы должно быть направлено на создание прозрачной справедливой среды для всех сторон контракта (гражданско-правового договора), обеспечивающих сбалансированность интересов.
11. Развитие информационно-аналитических систем
управления финансами:
Развитие информационно-коммуникационных технологий влияет как на подъем науки и техники, так и на эффективность муниципального управления. Поэтому одной из важнейших задач на сегодняшний день по-прежнему является развитие существующих информационно-аналитических систем управления финансами.
Целью развития информационно-аналитических систем является повышение качества управления муниципальными финансами и обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления.
Развитие информационно-аналитических систем управления финансами должно быть направлено на:
повышение доступности информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления путем публикации в открытом доступе отчетов о плановых и фактических результатах деятельности;
создание инструментов для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведение мониторинга достижения конечных результатов муниципальных программ;
дальнейшую интеграцию процессов составления, исполнения бюджета и бюджетного учета;
обеспечение взаимосвязи бюджетного процесса и процедур размещения заказов для муниципальных нужд;
развитие информационных ресурсов, содержащих информацию о муниципальных заданиях, оказываемых услугах и деятельности органов местного самоуправления.
Выполнение поставленных задач позволит создать инструментарий для принятия более обоснованных решений с целью повышения эффективности бюджетных расходов.
12. Заключение:
Реализация программы обеспечит:
развитие собственной доходной базы бюджета Полысаевского городского округа, и создание условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Полысаевского городского округа;
прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами муниципальной политики путем широкого применения программно-целевых методов планирования бюджета;
повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления;
повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе;
развитие системы муниципального финансового контроля;
повышение качества управления муниципальным долгом;
совершенствование контрактных отношений;
развитие информационно-аналитических систем управления финансами.
Реализация мероприятий программы позволит создать условия для повышения качества и увеличения доступности муниципальных услуг, а также для реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития городского округа.
------------------------------------------------------------------