Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.04.2014 по делу N А27-2680/2014 <В удовлетворении иска о взыскании процентов за пользование чужими деньгами в связи с несвоевременной выплатой субсидии на компенсацию выпадающих доходов отказано, поскольку муниципальный контракт не носит гражданско-правового характера, а нормы бюджетного законодательства такой ответственности не предусматривают>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. по делу № А27-2680/2014
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Бондаренко С.С,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Вектор", г. Новосибирск (ОГРН 1094217005044, ИНН 4217116946)
к муниципальному бюджетному учреждению "Дирекция ЖКХ" города Новокузнецка, г. Новокузнецк, Кемеровская обл. (ОГРН 1044217014544, ИНН 4217066533)
о взыскании 101 795 руб. 02 коп.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор" обратилось с иском к муниципальному бюджетному учреждению "Дирекция ЖКХ" города Новокузнецка о взыскании 101 795 руб. 02 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.12.2010 по 31.08.2011, 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Требования обоснованы статьями 330, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и неисполнением обязательств ответчика по своевременной выплате субсидий на компенсацию выпадающих доходов.
Определением от 20.02.2014 исковое заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны извещены о начавшемся судебном процессе.
Ответчик иск оспорил, указал на отсутствие вины в ненадлежащем исполнении обязательств, расходы на оплату услуг представителя полагает завышенными.
Истец представил возражения, в которых указал, что недостаточность финансирования не является основанием для освобождения от применения мер ответственности, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд находит требования истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.10.2011 по делу № А27-9412/2011 удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Любимый город" (переименовано в общество с ограниченной ответственностью "Вектор"-истец по настоящему иску) к Муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" (переименовано в муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция ЖКХ" города Новокузнецка - ответчик по настоящему иску) о взыскании 1 827 969 руб. долга по муниципальному контракту № 231 от 13.05.2010 г.
С муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" города Новокузнецка в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город", г. Новокузнецк взыскано 1 827 969 рублей долга.
В связи с несвоевременной выплатой субсидий, истец обратился с настоящим иском о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Рассмотрев требования истца в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в связи со следующим.
Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами предусмотрено статьей 395 Гражданского кодекса в качестве меры гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, вытекающего из гражданско-правовых отношений.
Между тем, как видно из текста муниципального контракта № 231 от 13.05.2010 г. он заключен в соответствии с Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 г. № 1/6 "Об установлении порядка выплаты компенсаций выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек" (в редакции постановления от 15.10.2010 г. № 15/164), который предусматривает, что компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим услуги населению по содержанию и ремонту жилищного фонда, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, производится за счет субсидий, выделяемых из городского бюджета. Выплаты осуществляются МУ "Дирекция единого заказчика" на основании муниципальных контрактов, заключаемых на финансовый год с управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК и другими объединениями собственников жилья. МУ "ДЕЗ" осуществляет проверку предоставленных документов (актов выполненных работ) и производит оплату выпадающих доходов на основании выставленных счетов-фактур в пределах лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года (Приложение № 1 в постановлению Новокузнецкого Совета народных депутатов от 30.01.2009 г. № 1/6).
Порядок и условия выплаты бюджетных субсидий урегулированы нормами бюджетного законодательства.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям.
Таким образом, учитывая, что компенсация выпадающих доходов жилищным организациям производится за счет субсидий, выделяемых из средств местного бюджета муниципального образования город Новокузнецк в порядке и размерах, предусмотренными выше указанными Постановлениями городского Совета народных депутатов, отношения между истцом и ответчиком регулируются бюджетным законодательством, а муниципальный контракт, заключаемый с целью реализации механизма выделения субсидий из бюджета, не носит гражданско-правового характера.
Согласно части 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В связи с изложенным, суд считает необоснованным применение к ответчику мер гражданско-правовой ответственности в виде процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку нормами Бюджетного кодекса РФ такая ответственность за несвоевременное выделение субсидий из бюджета не предусмотрена. Исковые требования не подлежат удовлетворению.
Судебные расходы, включая расходы на оплату услуг представителя, подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вектор", г. Новосибирск в доход федерального бюджета 4 053 руб. 85 коп. государственной пошлины.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья
С.С.БОНДАРЕНКО
------------------------------------------------------------------