Решение Совета народных депутатов Топкинского муниципального района от 21.05.2014 N 205 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Топкинского муниципального района"
СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ТОПКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
(третий созыв)
РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. № 205
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ
И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ТОПКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В целях совершенствования законодательства об управлении муниципальным имуществом, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом Топкинского муниципального района Совет народных депутатов Топкинского муниципального района третьего созыва решил:
1. Утвердить Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Топкинского муниципального района.
2. Постановление Совета народных депутатов муниципального образования "Город Топки и Топкинский район" от 26.11.2002 № 18 "Об утверждении Положения "О порядке управления муниципальной собственностью муниципального образования "Город Топки и Топкинский района" считать утратившим силу.
3. Контроль за исполнением решения возложить на комитет по вопросам местного самоуправления и правоохранительной деятельности (А.Н.Бляха) и председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Топкинского муниципального района Е.П.Белевцеву.
4. Решение вступает в силу после официального обнародования.
Председатель
Совета народных депутатов
Топкинского муниципального района
Т.А.ИШУТИНА
Глава Топкинского
муниципального района
Е.А.ШАЧНЕВ
Утверждено
решением
Совета народных депутатов
Топкинского муниципального района
третьего созыва
от 21 мая 2014 г. № 205
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ТОПКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Топкинского муниципальным имуществом" (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (с изменениями и дополнениями), Уставом Топкинского муниципального района, иными нормативными правовыми актами и устанавливает порядок реализации правомочий собственника органами местного самоуправления Топкинского муниципального района.
1.2. Настоящее Положение не распространяется:
1.2.1. на отношения, связанные с управлением водными и иными природными ресурсами;
1.2.2. на отношения, возникающие в процессе формирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета Топкинского муниципального района.
2. Состав муниципального имущества
2.1. В состав муниципального имущества Топкинского муниципального района (далее - муниципальное имущество) входит:
2.1.1. имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;
2.1.2. имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Кемеровской области;
2.1.3. имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Топкинского муниципального района;
2.1.4. имущество, необходимое для решения вопросов, право решения, которых предоставлено органами местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
2.1.5. иное имущество, не относящееся к видам имущества, перечисленным в п. п. 2.1.1 - 2.1.4 настоящего Положения, до его перепрофилирования (изменения целевого назначения) либо отчуждения.
2.2. Результаты хозяйственного или иного использования муниципального имущества (плоды, продукция, доходы, а также имущество, приобретенное муниципальными предприятиями, учреждениями) являются муниципальным имуществом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2.3. Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, учреждениями на праве оперативного управления, составляет казну Топкинского муниципального района.
3. Компетенция органов местного самоуправления
Топкинского муниципального района в сфере управления
и распоряжения муниципальным имуществом
3.1. Совет народных депутатов Топкинского муниципального района (далее - Совет):
3.1.1. определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Топкинского муниципального района;
3.1.2. определяет порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
3.1.3. утверждает порядок назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
3.1.4. утверждает прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества и заслушивает отчет о его исполнении;
3.1.5. устанавливает перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Топкинского муниципального района;
3.1.6. осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Кемеровской области и настоящим Положением.
3.2. Глава Топкинского муниципального района (далее - глава района):
3.2.1. организует управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности в порядке, определенном Советом;
3.2.2. организует принятие в муниципальную собственность объектов, передаваемых из государственной собственности субъектов Российской Федерации или федеральной собственности, собственности иного муниципального образования;
3.2.3. принимает решения о приобретении объектов частной собственности;
3.2.4. утверждает методику определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Топкинского муниципального района;
3.2.5. принимает решения о предоставлении льгот по арендной плате за пользование муниципальным имуществом;
3.2.6. назначает руководителей муниципальных предприятий, учреждений в порядке, определенном нормативным актом Совета;
3.2.7. от имени муниципального образования принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
3.2.8 согласовывает перечни муниципального имущества Топкинского муниципального района, подлежащего передаче муниципальным образованиям "Топкинский муниципальный район" в поселения, входящими в его состав;
3.2.9. утверждает порядок передачи муниципального имущества Топкинского муниципального района, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
3.2.10. утверждает перечень муниципального имущества Топкинского муниципального района, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
3.2.11. осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Кемеровской области и нормативными правовыми актами Совета.
3.3. Администрация Топкинского муниципального района (далее - администрация) определяет порядок принятия решений о создании, реорганизации ликвидации муниципальных учреждений. Администрация осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом как самостоятельно, так и через свои структурные подразделения.
3.4. Комитет по управлению муниципальным имуществом Топкинского муниципального района (далее - комитет):
3.4.1. ведет реестр муниципальной собственности Топкинского муниципального района;
3.4.2. разрабатывает и вносит предложения о передаче объектов федеральной собственности и государственной собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений Топкинского муниципального района в муниципальную собственность Топкинского муниципального района, а также о передаче объектов муниципальной собственности Топкинского муниципального района в федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации, собственность поселений Топкинского муниципального района. Проводит работу по принятию в муниципальную собственность Топкинского муниципального района объектов федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений Топкинского муниципального района, а также по передаче объектов муниципальной собственности Топкинского муниципального района в федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и собственность поселений Топкинского муниципального района;
3.4.3. организует и проводит работу по экспертизе и инвентаризации муниципального имущества;
3.4.4. утверждает уставы муниципальных предприятий;
3.4.5. согласовывает предложения отраслевых подразделений администрации Топкинского муниципального района главе района о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, изменения типов существующих учреждений;
3.4.6. проводит торги по продаже права на заключение договора аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями, учреждениями, а также муниципального казенного имущества;
3.4.7. согласовывает заключаемые в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, закрепленным за муниципальными предприятиями, учреждениями;
3.4.8. по письменному распоряжению главы района за счет средств бюджета Топкинского муниципального района совершает сделки по приобретению в муниципальную собственность имущества, в том числе ценных бумаг, долей в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ;
3.4.9. осуществляет полномочия участника (акционера) в лице представителей в органах управления хозяйственных обществ, товариществ и иных организаций, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в муниципальной собственности;
3.4.10. организует в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации постановку на учет выявленного бесхозяйного и выморочного (перешедшего в порядке наследования) имущества;
3.4.11. осуществляет закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за муниципальными предприятиями, учреждениями;
3.4.12. осуществляет изъятие закрепленного за муниципальными предприятиями, учреждениями на праве оперативного управления излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества по согласованию с отраслевыми подразделениями;
3.4.13. осуществляет контроль за использованием по назначению муниципальными предприятиями (учреждениями) закрепленного за ними имущества;
3.4.14. осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Топкинского муниципального района.
3.5. Отраслевые подразделения администрации Топкинского муниципального района (далее - отраслевые подразделения):
3.5.1. разрабатывают проекты уставов муниципальных предприятий и учреждений, находящихся в ведении соответствующего отраслевого подразделения;
3.5.2. производят согласование с органами управления муниципальных предприятий, учреждений списания муниципального имущества в связи с его полным моральным и физическим износом, а также вышедшего из строя и не подлежащего дальнейшей эксплуатации с предоставлением ежегодного отчета комитету;
3.5.3. проводят балансовые комиссии исходя из отраслевого принципа управления, по результатам работы которых определяют итоги финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений;
3.5.4. согласовывают принятое решение руководителя муниципального предприятия, учреждения о целесообразности предоставления во владение и (или) пользование муниципального имущества и уведомляют комитет о необходимости проведения торгов и заключения договора аренды (безвозмездного пользования и т.д.);
3.5.5. проводят в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предварительную экспертизу последствий принятия решений об изменении назначения имущества муниципальных предприятий и учреждений для детей, в том числе вследствие их реорганизации или ликвидации;
3.5.6. принимают участие в работе комиссий по инвентаризации муниципального имущества;
3.5.7. согласовывают предложение муниципального предприятия, учреждения по изъятию комитетом излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями, учреждениями;
3.5.8. готовят главе района письменные предложения о целесообразности создания, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, изменении типа существующих муниципальных учреждений;
3.5.9. осуществляют другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Топкинского муниципального района.
4. Управление и распоряжение муниципальным имуществом
4.1. Мена муниципального имущества.
Муниципальное имущество может быть обменено на имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или в собственности иного муниципального образования, либо в частной собственности.
Решение о мене муниципального имущества принимается распоряжением главы района.
Договор мены заключается комитетом на основании распоряжения главы района.
4.2. Передача имущества муниципальной казны на хранение.
Имущество муниципальной казны может быть передано на хранение муниципальным предприятиям, учреждениям и иным хозяйствующим субъектам (хранителям) на основании договора хранения.
Поклажедателем по договору хранения является комитет.
Передача имущества осуществляется по передаточному акту.
При необходимости изменения условий хранения, предусмотренных договором хранения, хранитель обязан незамедлительно уведомить об этом поклажедателя и дождаться его ответа.
4.3. Заключение концессионного соглашения.
Муниципальное недвижимое имущество может быть передано по концессионному соглашению индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору совместной деятельности) двум и более указанным юридическим лицам.
Решением (распоряжением) о заключении концессионного соглашения устанавливаются: конкурсная документация, в том числе условия концессионного соглашения; порядок заключения концессионного соглашения; состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения. В случае если Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено заключение концессионного соглашения без проведения конкурса, решением (распоряжением) о заключении концессионного соглашения устанавливаются условия концессионного соглашения, порядок заключения концессионного соглашения и требования к концессионеру.
Решение (распоряжение) о заключении концессионного соглашения принимается главой района.
4.4. Приобретение имущества в собственность Топкинского муниципального района.
Имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иной форме собственности, может быть принято в собственность Топкинского муниципального района на возмездной и безвозмездной основе по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В качестве приобретателя (покупателя) имущества выступает комитет, который осуществляет все необходимые действия, связанные с передачей имущества, определяет правовой режим приобретенного имущества путем закрепления его за муниципальными предприятиями и учреждениями или передачи в муниципальную казну в установленном порядке, ведет его учет.
Для приобретения имущества в муниципальную собственность Топкинского муниципального района на возмездной основе используются средства, предусмотренные бюджетом Топкинского муниципального района.
4.5. Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование.
Муниципальное имущество может передаваться в безвозмездное пользование физическим и юридическим лицам по результатам торгов на право заключения договора безвозмездного пользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Топкинского муниципального района.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проведение торгов на право заключения договора безвозмездного пользования не требуется.
Муниципальное имущество (за исключением земельных участков, лесных участков, водных объектов, участков недр и других природных ресурсов) может быть предоставлено в безвозмездное пользование для осуществления деятельности:
- федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления других муниципальных образований;
- субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (с соблюдением установленных Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условий предоставления муниципального имущества указанным лицам);
- общественных объединений, в том числе религиозных организаций (за исключением коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), благотворительных организаций;
- садоводческих, огороднических, дачных, гаражных, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья;
- иных субъектов в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4.6. Передача муниципального казенного имущества в доверительное управление.
Муниципальное казенное имущество может передаваться в доверительное управление по результатам аукциона на право заключения договора доверительного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проведение торгов на право заключения договора доверительного управления не требуется.
Решение о передаче муниципального казенного имущества по договорам доверительного управления принимается главой района.
В качестве учредителя по договору доверительного управления муниципальным казенным имуществом от имени Топкинского муниципального района выступает комитет.
Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
Доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления.
Передача муниципального имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Договором доверительного управления могут быть предусмотрены ограничения в отношении действий доверительного управляющего по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.
4.7. Передача имущества муниципальной казны в залог.
Решение о залоге недвижимого имущества принимается распоряжением главы района на основании кредитного или иного договора.
Предметом залога не могут быть следующие объекты муниципального имущества:
- изъятые из оборота в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- составляющие культурное наследие муниципального района;
- приватизация которых запрещена;
- часть (части) недвижимых объектов, раздел которых в натуре невозможен без изменения их целевого назначения.
4.8. Аренда муниципального имущества.
Комитет проводит торги на право заключения договора аренды в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Топкинского муниципального района.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проведение торгов на право заключения договора аренды не требуется.
Решение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества казны принимается комитетом.
Решение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями, учреждениями, принимается руководителем муниципального предприятия, учреждения по согласованию с соответствующим отраслевым подразделением и комитетом.
Арендная плата за арендуемое муниципальное имущество (движимое, недвижимое) устанавливается в денежной форме либо в виде возложения на арендатора затрат на улучшение арендованного имущества на условиях, определяемых решением комитета.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, решение о передаче в аренду имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями либо приобретенного за счет средств, выделенных им по смете, принимается соответствующими учреждениями с письменного согласия отраслевого подразделения.
4.9. Управление акциями и долевой собственностью Топкинского муниципального района.
Порядок принятия решений о внесении долей муниципальной собственности в уставные капиталы юридических лиц определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Топкинского муниципального района.
Продажа акций, долей, паев, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется путем включения их в план приватизации муниципального имущества на очередной год.
Дивиденды по акциям, закрепленным в муниципальной собственности, а также доли прибыли, приходящиеся на вклады и паи муниципального имущества в капиталах юридических лиц, включаются в состав доходов бюджета Топкинского муниципального района.
Управление акциями и долевой собственностью Топкинского муниципального района, осуществляемое комитетом, включает в себя:
- решение вопросов об учреждении юридических лиц с участием Топкинского муниципального района и иных физических и юридических лиц;
- внесение долей муниципальной собственности в уставные капиталы юридических лиц;
- назначение представителей Топкинского муниципального района в органы управления юридических лиц, созданных с участием Топкинского муниципального района, определение полномочий этих представителей;
- учет акций, вкладов и долей, находящихся в муниципальной собственности, контроль за их использованием;
- проведение переоценок вложений и фиксации муниципальной доли в новом соотношении;
- принятие решений о закреплении в муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в порядке приватизации;
- принятие решений об использовании специального права ("золотой акции") в отношении открытых акционерных обществ, созданных в порядке приватизации;
- принятие решений о досрочной продаже акций, находящихся в собственности Топкинского муниципального района, по согласованию с главой района;
- передача акций, долей, паев, находящихся в муниципальной собственности, в доверительное управление.
4.10. Отчуждение муниципального имущества.
Муниципальное имущество может быть передано в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации на возмездной или безвозмездной основе по решению Совета.
Сделки, связанные с отчуждением муниципального имущества, совершаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Топкинского муниципального района.
4.11. Списание муниципального имущества.
Порядок списания каждого вида муниципального имущества утверждается распоряжением главы района.
Имущество считается списанным на дату исключения сведений об имуществе из Реестра муниципальной собственности Топкинского муниципального района.
Ежегодные отчеты по списанию муниципального имущества (движимого, недвижимого) представляются в комитет соответствующими отраслевыми подразделениями.
4.12. Приватизация муниципального имущества.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
4.13. Передача муниципального имущества предприятиям, учреждениям в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Имущество передается муниципальным предприятиям, учреждениям на основании решения комитета о закреплении имущества согласно акту приема-передачи.
Правовое положение муниципальных предприятий, учреждений, а также порядок распоряжения переданным имуществом определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4.14. Управление муниципальным жилищным фондом.
Вопросы управления муниципальным жилищным фондом регулируются действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Топкинского муниципального района.
4.15. Учет муниципального имущества Топкинского муниципального района.
Учет муниципального имущества Топкинского муниципального района обеспечивается ведением реестра муниципальной собственности Топкинского муниципального района.
Реестр муниципальной собственности Топкинского муниципального района ведется комитетом.
Ответственность за ведение Реестра муниципальной собственности, его полноту, правильность и сохранность информации возлагается на комитет.
4.16. Иные вопросы по управлению и распоряжению муниципальным имуществом определяются в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Топкинского муниципального района.
------------------------------------------------------------------