Решение Кемеровского областного суда от 04.09.2014 N 3-31/2014 <О признании недействующими пунктов 3.18 и 3.20 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Кемеровской области, утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.06.2007 N 158>
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. по делу № 3-31/2014
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего Михеевой С.Н.
при секретаре Плотниковой С.С.
с участием заместителя Кемеровского транспортного прокурора Бухтояровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 сентября 2014 года
дело по заявлению Западно-Сибирского транспортного прокурора о признании частично противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 3.18 и 3.20 Правил пользования объектами для плавания на маломерных судах в Кемеровской области, утвержденных Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25.06.2007 г № 158.
установил:
Западно-Сибирский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением и просит признать п. 3.18 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Кемеровской области, утвержденных Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25.06.2007 г № 158 в части, устанавливающей требования к порядковой записи, производимой при выходе судна с базы в плавание, применительно к указанию количества людей на борту, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия. Признать п. 3.20 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Кемеровской области, утвержденных Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25.06.2007 г № 158 в части, касающейся обязанности сообщать в ГИМС сведения о судах, на которых произошла гибель людей, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
Требования мотивированы тем, что Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25.06.2007 г № 158 были утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Кемеровской области.
Согласно п. 3.18 указанных Правил при выходе с базы маломерного судна в плавание (транспортировке за пределы базы) в журнале учета выхода (прихода) маломерных судов должна быть произведена порядковая запись: бортовой номер маломерного судна, фамилия, имя, отчество судоводителя, количество людей на борту, дата и время выхода (вывоза), маршрут, предполагаемое время возвращения на базу. При возвращении маломерного судна на базу в журнале фиксируются фактическое время и дата прибытия.
Согласно п. 3.20 Правил о маломерных судах, прибывших на базу в аварийном состоянии, или на которых произошла гибель людей, сообщается в ГИМС с внесением соответствующих записей в журнал учета выхода (прихода) маломерных судов.
Пункт 3.18 Правил в части, устанавливающей требования к порядковой записи судна с базы в плаванье, применительно к указанию количества людей на борту и пункт 3.20 Правил в части касающейся установления обязанности сообщать в ГИМС сведения о судах, на которых произошла гибель людей, подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Приказом МЧС России от 29.06.2005 г № 502 утверждены Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ и содержат нормы, касающиеся организации выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для стоянок. Статья 13 Правил устанавливает, что при выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу в журнале учеты выхода (прихода) судов должна быть произведена порядковая запись: бортовой номер судна, фамилия и инициалы судоводителя, время выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт назначения, фактическое время возвращения на базу.
Согласно статьи 14 Правил выпуск судов с базы (сооружения), для их стоянок не производится, в частности, в случае не предъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования (осмотра).
Таким образом, действующее федеральное законодательство не предусматривает необходимости при выходе маломерного судна с базы (стоянки) указания в журнале в качестве обязательных сведений о количестве людей на борту, а также не содержит обязанности по информированию ГИМС сведений о судах, на которых произошла гибель людей на борту.
Установление дополнительных требований к организации выпуска маломерных судов затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеющих в пользовании маломерные суда.
Представитель заявителя, зам. Кемеровского транспортного прокурора, Бухтоярова О.А, действующая на основании доверенности от 11.08.2014 г б/н, требования поддержала в полном объеме.
Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области, Белов Д.А., действующий на основании доверенности от 16.12.2013 г № 10-16/6647 в судебном заседании заявление не поддержал, представил письменные возражения, суду пояснил, что оспариваемый нормативно правовой акт был принят Коллегией Администрации Кемеровской области в соответствии и с учетом требований федерального законодательства, а именно, с учетом требований Водного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 14.12.2006 г № 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах", а также Приказа МЧС России от 29.06.2005 г № 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ". В совокупности, указанные нормативно правовые акты позволяют предусмотреть необходимость указания в журнале в качестве обязательных сведений о количестве людей на борту, а также обязанность информировать ГИМС сведения о судах, на которых произошла гибель людей на борту, в связи с чем полагает, что каких-либо противоречий п. 3.18 и п. 3.20 Правил по отношению к п. 13, 14 и 15 Приказа МЧС РФ от 29.06.2005 г № 502, не содержат.
Представитель Департамента по ЧС Кемеровской области, Беспалова О.В., действующая на основании доверенности от 12.08.2014 г, б/н, представитель ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области, Функ СВ., действующий на основании доверенности от 02.04.2013 г, б/н, в судебном заседании требования заявителя не поддержали, представив письменные возражения. В судебном заседании пояснили, что принятый нормативно правовой акт, оспариваемый прокурором в части, не противоречит действующему федеральному законодательству, в том числе приказу МЧС России от 29.06.2005 г № 502.
Выслушав участников процесса, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и предпринимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
В соответствии с пунктом 59 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ, относится решение вопросов осуществления государственного мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством РФ.
В соответствии со статьей 2 Водного кодекса РФ водное законодательство состоит из Водного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Водному кодексу РФ. На основании и во исполнение Водного кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
Статьями 24 и 25 Водного кодекса РФ определены полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений. Пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса РФ предусмотрено, что утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В пределах указанных полномочий постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25 июня 2007 года № 158, опубликованном в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" № 6 за 2007 год, утверждены Правила пользования водными объектами плавания на маломерных судах в Кемеровской области, л.д. 7-12.
Пунктом 3.18 указанных выше Правил предусмотрено, что при выходе с базы маломерного судна в плавание (транспортировке за пределы базы) в журнале учета выхода (прихода) маломерных судов должна быть произведена порядковая запись: бортовой номер маломерного судна, фамилия, имя, отчество судоводителя, количество людей на борту, дата и время выхода (вывоза), маршрут, предполагаемое время возвращения на базу. При возвращении маломерного судна на базу в журнале фиксируются фактическое время и дата прибытия.
Пунктом 3.20 указанных Правил предусмотрено, что о маломерных судах, прибывших на базу в аварийном состоянии, или на которых произошла гибель людей, сообщается в ГИМС с внесением соответствующих записей в журнал учета выхода (прихода) маломерных судов.
В соответствии с требованиями статьи 251 части 1 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно требований статьи 253 частей 2,3 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Западно-Сибирский транспортный прокурор в заявлении указывает на противоречие указанных пунктов Правил федеральному законодательству, а именно, Приказу МЧС России от 29.06.2005 года № 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ", пунктам 13 и 15 соответственно. Противоречия выражаются в том, что орган исполнительной власти субъекта РФ в указанных выше пунктах Правил, принятых ими в соответствии с вверенными полномочиями, дополнительно возложил обязанность отражать количество людей на борту и сообщать в ГИМС сведения в случаях гибели людей.
Согласно раздела IV. Организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок, п. 13 Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденных Приказом МЧС России № 502 от 29.06.2005 года, предусмотрено, что при выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу в журнале учета выхода (прихода) судов должна быть произведена порядковая запись: бортовой номер судна, фамилия и инициалы судоводителя, время выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт назначения, фактическое время возвращения на базу.
В п. 15 указанных Правил предусмотрено, что маломерные суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, осматриваются с последующей краткой записью о их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России.
Указанные выше Правила, утвержденные Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, не содержат указаний на необходимость указывать количество людей на борту и обязанности сообщать в ГИМС сведения о гибели людей.
Таким образом, заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку установлено, что п. 3.18 и п. 3.20 указанных Правил, в части описанной выше, противоречат федеральному законодательству.
Возражения заинтересованных лиц о том, что прокурором не указано и не конкретизировано какие права и свободы и каких лиц нарушены оспариваемыми в части возложения обязанностей, предусмотренных пунктами 3.18 и 3.20 Правил, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", пункту 7, при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Не может согласиться суд с доводами представителя Коллегии Администрации Кемеровской области в части того, что оспариваемые в части пункты 3.18 и 3.20 Правил не содержат противоречий федеральному законодательству, поскольку они принимались с учетом требований Водного кодекса РФ; Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 года № 835; Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 года № 502, в их совокупности. С учетом требований действующего федерального законодательства Коллегией Администрации Кемеровской области были утверждены оспариваемые в части пункты 3.18 и 3.20 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Кемеровской области от 25.06.2007 года № 158. Обязанность о внесении в порядковую запись указания на количество людей на борту и обязанность сообщать в ГИМС о маломерных судах, на которых произошла гибель людей, по мнению заинтересованного лица не противоречит указанному выше федеральному законодательству и не возлагает каких-либо дополнительных обязанностей.
В силу требований статьи 249 части 1 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц о том, что оспариваемые в части пункты 3.18 и 3.20 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Кемеровской области, утвержденными Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.06.2007 года № 158 не противоречит указанному выше федеральному законодательству.
Так, Положение о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 года № 835 предметом деятельности определяет обязанности ГИМС МЧС России, при этом каких-либо норм, касающихся организации выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для стоянок, в частности, при ведении порядковой записи при выходе с базы маломерного судна в плавание и внесении соответствующих записей в журнал учета выхода (прихода) маломерных судов, не содержит. Указанные вопросы регулируются специальным законодательством.
Ссылка представителей заинтересованных лиц на постановление Правительства РФ от 14.12.2006 года № 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах", как на подтверждение законности принятых Правил пользования водными объектами на маломерных судах в Кемеровской области, п. 3.18 и п. 3.20, также является несостоятельной, поскольку их предметом является обеспечение безопасности людей при использовании водных объектов для рекреационных целей на пляжах, в местах массового отдыха населения и т.п. Кроме того, Правила охраны жизни людей на водных объектах Кемеровской области действуют с 2013 года, на момент принятия и опубликования оспариваемых Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Кемеровской области, указанные Правила не были приняты, следовательно, не могли учитываться при принятии оспариваемых пунктов Правил.
С учетом оценки всех обстоятельств по делу, суд считает требования Западно-Сибирского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 251 - 253 ГПК РФ, ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Западно-Сибирского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать пункт 3.18 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Кемеровской области, утвержденных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 июня 2007 года № 158 в части, устанавливающей требование к порядковой записи, производимой при выходе судна с базы в плавание, применительно к указанию количества людей на борту, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня их принятия.
Признать пункт 3.20 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Кемеровской области, утвержденных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 июня 2007 года № 158 в части, касающейся установления обязанности сообщать в ГИМС сведения о судах, на которых произошла гибель людей, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня их принятия.
Решение суда подлежит публикации в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт после его вступления в законную силу. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение публикуется в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца, с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Решение изготовлено в окончательной форме 08.09.2014 года.
Копия верна.
Судья
Кемеровского областного суда
С.Н.МИХЕЕВА
------------------------------------------------------------------