Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.09.2014 по делу N А27-10720/2014 <Исковые требования о взыскании убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами ввиду неисполнения обязательства по выплате субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги холодного водоснабжения и водоотведения, удовлетворены, так как все обязательства по выполнению контрактов были выполнены>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2014 г. по делу № А27-10720/2014
Резолютивная часть решения оглашена 02 сентября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Изотовой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества "Водоканал", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. (ОГРН 1024201472184; ИНН 4216002311)
к муниципальному образованию "город Новокузнецк" в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка, г. Новокузнецк, Кемеровская обл. (ОГРН 1114217000413; ИНН 4217131091)
о взыскании 378 741 руб. 76 коп.
стороны в судебное заседание не явились, извещены;
установил:
закрытое акционерное общество "Водоканал" обратилось в суд с иском к муниципальному образованию "город Новокузнецк" в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (далее - Комитет ЖКХ) о взыскании 378 741 руб. 76 коп. убытков, в том числе: 12 617 руб. 13 коп. - по муниципальному контракту от 05.11.2013 № АД-255-В за период с сентября по декабрь 2013 года, 3 306 руб. 45 коп. - по муниципальному контракту от 08.08.2013 № АД-253-В за июнь 2013 года, 45 431 руб. 93 коп. - по муниципальному контракту от 02.08.2013 № АД-247-В за период с июля по декабрь 2013 года, 16 617 руб. 01 коп. - по муниципальному контракту от 06.05.2013 № АД-224-В за период с января по июнь 2013 года, 46 493 руб. 75 коп. - по муниципальному контракту от 26.11.2013 № АД-212-В-1 за период с июля по декабрь 2013 года, 67 458 руб. 58 коп. - по муниципальному контракту от 13.11.2013 № АД-205-В-1 за период с июля по декабрь 2013 года, 109 351 руб. 87 коп. - по муниципальному контракту от 19.04.2013 № АД-188-В за период с января по июнь 2013 года, 65 229 руб. 86 коп. - по муниципальному контракту от 13.11.2013 № АД-168-В-1 за период с июля по декабрь 2013 года, 11 935 руб. 18 коп. - по муниципальному контракту от 02.08.2013 № АД-249-В за период с января по июнь 2013 года (с учетом уточнения предмета иска и замены ответчика в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Требование обосновано положениями статей 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями контрактов, уклонением ответчика от возмещения выпадающих доходов.
Определением от 05.08.2014 дело назначено к судебному разбирательству.
Ответчик в отзыве на иск факт невыплаты субсидий в заявленном размере не оспаривает, указав, что по данным бухгалтерского учета сумма задолженности перед ЗАО "Водоканал" по состоянию на 01.07.2014 составляет 378 741 руб. 76 коп. В связи с перерасходом лимитов бюджетных обязательств оплата задолженности в настоящее время не осуществляется. Считает, что в силу закона ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
В настоящее судебное заседание представители сторон не явились, что не препятствует рассмотрению спора по существу в их отсутствие согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы сторон, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между Комитетом ЖКХ (Комитет) и истцом (исполнитель) заключены муниципальные контракты от 05.11.2013 № АД-255-В, от 08.08.2013 № АД-253-В, от 02.08.2013 № АД-247-В, от 06.05.2013 № АД-224-В, от 26.11.2013 № АД-212-В-1, от 13.11.2013 № АД-205-В-1, от 19.04.2013 № АД-188-В, от 13.11.2013 № АД-168-В-1, от 02.08.2013 № АД-249-В на выплату компенсации из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения.
Указанные контракты заключены во исполнение Порядка возмещения из местного бюджета выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, возникшим в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельным индексом по услугам водоснабжения и водоотведения, утвержденного решениями Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.09.2013 года № 12/114, от 21.12.2010 № 15/201 (в ред. от 30.01.2013 № 1/9, от 03.07.2013 № 10/97.
Предметом контрактов является порядок расчета и выплаты из местного бюджета компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям предоставляющим населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам организаций коммунального комплекса, не обеспечивающим возмещение издержек.
Пунктами 2.1 контрактов предусмотрено, что основанием для расчета суммы выплаты из местного бюджета выпадающих доходов являются приложения № 2 к решениям Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.09.2013 № 12/114, от 21.12.2010 № 15/201 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом". Сумма компенсации определяется по коммунальным услугам холодного водоснабжения - в зависимости от наличия (отсутствия) общедомовых (квартирных) приборов учета потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения по формулам № № 1 - 4 Приложений № 4 к решениям Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.09.2013 года № 12/114, от 21.12.2010 № 15/201, но не выше установленных нормативов потребления и не выше указанного в акте на оказание услуг объема холодного водоснабжения к счету-фактуре по договору, заключенному между управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативом, собственниками (нанимателями) жилого помещения и ресурсоснабжающей организацией. По коммунальным услугам водоотведения - в зависимости от наличия (отсутствия) общедомовых (квартирных) приборов учета потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения по формулам № № 5 - 8 Приложений № 4 к решениям Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.09.2013 года № 12/1149, от 21.12.2010 № 15/201, но не выше объема водоотведения, указанного в акте на оказание услуг водоотведения к счету-фактуре по договору, заключенному между управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативом, собственниками (нанимателями) жилого помещения и ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п. 2.3 контрактов ориентировочная сумма контрактов по коммунальным услугам холодного водоснабжения и водоотведения составляет (с учетом НДС): контракт от 05.11.2013 № АД-255-В - с 01.09.2013 по 31.12.2013 в сумме 43 827 руб. 77 коп.; контракт от 08.08.2013 № АД-253-В - с 01.06.2013 по 30.06.2013 в сумме 8 172 руб. 36 коп.; контракт от 02.08.2013 № АД-247-В - с 01.07.2013 по 31.12.2013 в сумме 87 076 руб. 64 коп.; контракт от 16.05.2013 № АД-224-В - с 01.01.2013 по 30.06.2013 в сумме 193 033 руб. 32 коп.; контракт от 26.11.2013 № АД-212-В-1 - с 01.07.2013 по 31.12.2013 в сумме 109 864 руб.; контракт от 13.11.2013 № АД-205-В-1 - с 01.07.2013 по 31.12.2013 в сумме 151 954 руб. 75 коп.; контракт от 19.04.2013 № АД-188-В - с 01.01.2013 по 30.06.2013 в сумме 742 340 руб. 33 коп.; контракт от 02.08.2013 № АД-249-В - с 01.04.2013 по 30.06.2013 в сумме 17 999 руб. 90 коп.
Оплата Комитетом возмещения выпадающих доходов производится в течение 10 рабочих дней после зачисления финансирования на лицевой счет Комитета на основании счетов-фактур и согласованных сторонами актов о предоставлении компенсации.
Муниципальные контракты вступают в силу с 01.09.2013 (от 05.11.2013 № АД-255-В); с 01.06.2013 (от 08.08.2013 № АД-253-В; с 01.07.2013 (от 02.08.2013 № АД-247-В, от 26.11.2013 № АД-212-В-1, от 13.11.2013 № АД-205-В-1, от 13.11.2013 № АД-168-В-1); с 01.01.2013 (от 16.05.2013 № АД-224-В, от 19.04.2013 № АД-188-В); с 01.04.2013 (от 02.08.2013 № АД-249-В) и действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств по контрактам.
Оказание исполнителями коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, подтверждается выставленными счетами-фактурами, а также актами о предоставлении компенсации. Акты подписаны Комитетом ЖКХ без замечаний и возражений.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, обязательства по выплате субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, за периоды с января по декабрь 2013 года по муниципальным контрактам от 05.11.2013 № АД-255-В, от 08.08.2013 № АД-253-В, от 02.08.2013 № АД-247-В, от 06.05.2013 № АД-224-В, от 26.11.2013 № АД-212-В-1, от 13.11.2013 № АД-205-В-1, от 19.04.2013 № АД-188-В, от 13.11.2013 № АД-168-В-1, от 02.08.2013 № АД-249-В в полном объеме исполнены не были. Наличие неисполненных обязательств по муниципальным контрактам в заявленном размере ответчиком не оспаривается, подтверждается материалами дела (актами сверок расчетов).
Причиной неполного возмещения затрат по оказанным населению услугам является недостаточное выделение средств муниципального бюджета для выплаты компенсаций исполнителям коммунальных услуг. Материалами дела подтверждено и ответчиком не оспорено, что муниципальное образование "город Новокузнецк" в лице Комитета ЖКХ свои обязательства, предусмотренные указанным выше решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по компенсации затрат организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение их издержек, в полном объеме не исполнило.
Неисполнение бюджета со стороны муниципального образования привело к возникновению у истца убытков в размере недополученных доходов и по своему содержанию данное требование должно рассматриваться с учетом положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.12.2013 № 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
От имени муниципального образования согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в суде по искам о возмещении вреда выступают органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Нормами бюджетного законодательства (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации) установлено, что таким органом является главный распорядитель бюджетных средств, в данном случае - Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка.
Ответчиком факт невыплаты компенсаций из бюджета, их размер, не оспорены.
При таких обстоятельствах суд считает требование истца о взыскании убытков в размере 378 741 руб. 76 коп. обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет казны муниципального образования "Город Новокузнецк" в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика. Освобождение ответчика от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок взыскания судебных расходов на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд в этом случае возлагает на ответчика не обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу судебных расходов, от уплаты которых ответчик не освобожден. С учетом изложенного доводы ответчика о невозможности возложения на него обязанности по возмещению расходов по госпошлине, судом отклонены.
Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную этим Кодексом и другими федеральными закона.
Поскольку обязательность исполнения судебных решений является неотъемлемым элементом права на судебную защиту, неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения не обеспечивают кредитору компенсации потерь вследствие неправомерного удержания чужих денежных средств должником, и в свою очередь должник, обязанный уплатить денежные средства, необоснованно извлекает выгоду от неисполнения обязательства, что очевидно входит в противоречие с основными задачами судебной защиты.
Таким образом, неисполнение обязательства, предусмотренного судебным решением, выраженного в денежной форме, влечет невозможность использования взыскателем присужденных в его пользу денежных средств и, как следствие, несение им финансовых потерь, компенсирование которых неисполняемым или не полностью исполняемым судебным актом должен осуществлять должник.
Поскольку пункт 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению к любому денежному требованию, вытекающему из гражданских отношений, а также к судебным расходам, законодательством допускается начисление процентов на присужденную судом денежную сумму как последствие неисполнения судебного акта.
Исходя из этого, и с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником суд, удовлетворяя исковые требования, присуждает истцу проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения по ставке рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения решения суда или его части (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 года № 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта").
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить.
Взыскать с муниципального образования "город Новокузнецк" в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка, г. Новокузнецк, Кемеровская обл. (ОГРН 1114217000413; ИНН 4217131091) за счет казны муниципального образования "город Новокузнецк" в пользу закрытого акционерного общества "Водоканал", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. (ОГРН 1024201472184; ИНН 4216002311) 378 741 руб. 76 коп. убытков, 10 574 руб. 84 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с муниципального образования "город Новокузнецк" в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка, г. Новокузнецк, Кемеровская обл. (ОГРН 1114217000413; ИНН 4217131091) за счет казны муниципального образования "город Новокузнецк" в пользу закрытого акционерного общества "Водоканал", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. (ОГРН 1024201472184; ИНН 4216002311) проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взысканную сумму (с учетом судебных расходов) с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения по ставке рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения решения суда или его части.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья
И.А.ИЗОТОВА
------------------------------------------------------------------