Постановление администрации Промышленновского муниципального района от 22.09.2014 N 2485-п "Об утверждении программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в Промышленновском районе на период до 2018 года"
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. № 2485-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
В ПРОМЫШЛЕННОВСКОМ РАЙОНЕ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.09.2014 № 575-р администраций Промышленновского района постановляет:
1. Утвердить Программу повышения эффективности управлений муниципальными финансами в Промышленновском районе на период до 2018 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Финансовому управлению по Промышленновскому району (Анохина Г.В.) и главным распорядителям средств районного бюджета Промышленновского района руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, при реализации муниципальных программ Промышленновского района, а также при подготовке проектов решений Совета народных депутатов Промышленновского района и иных правовых актов.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования "Промышленновский муниципальный район" разработать аналогичные муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами.
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте Промышленновского района.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на; заместителя главы Промышленновского района по экономике О.А.Игину.
6. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава Промышленновского района
А.И.ШМИДТ
Приложение
к постановлению администрации
Промышленновского района
от 22 сентября 2014 г. № 2485-П
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ФИНАНСАМИ В ПРОМЫШЛЕННОВСКОМ РАЙОНЕ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами в Промышленновском районе на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Промышленновского района на 2014 - 2016 годы и определяет основные направления действий администрации Промышленновского района.
I. Итоги реализации Программы по повышению эффективности
бюджетных расходов в Промышленновском районе
на период до 2013 года
В 2010 - 2013 годах развитие бюджетной системы Промышленновского района осуществлялось в рамках Программы развития муниципальных финансов Промышленновского района на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением администрации Промышленновского района от 18.12.2008 № 88, Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Промышленновском районе на период до 2013 года, утвержденной постановлением администрации Промышленновского района от 07.12.2010 № 96.
Реализация вышеуказанных программ осуществлялась по следующим направлениям: долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Промышленновского района, переход к программной структуре расходов районного бюджета, повышение эффективности предоставления муниципальных услуг и оптимизация функций муниципального управления, развитие системы муниципального финансового контроля, формирование комплексной муниципальной контрактной системы в Промышленновском районе, повышение энергоэффективности экономики, развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
Формирование районного бюджета Промышленновского района осуществлялось с учетом прогноза социально-экономического развития Промышленновского района, а также с соблюдением ограничений дефицита районного бюджета и муниципального долга Промышленновского района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В Промышленновском районе проводился комплекс мер по мобилизации собственных доходных источников, а также пересмотру и отказу от неприоритетных расходных обязательств в рамках следующих программных документов Кемеровской области:
план мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет Кемеровской области на 2011 - 2013 годы, утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.07.2011 № 595-р;
план мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Кемеровской области, утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.06.2011 № 538-р;
план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кемеровской области, утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2012 № 1195-р.
В 2011 году, в целях повышения объективности прогнозирования доходов районного бюджета в Промышленновском районе постановлением администрации Промышленновского района от 13.10.2011 № 1312-П утверждена Методика прогнозирования налоговых и неналоговых доходов районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В целях проведения взвешенной бюджетной политики и ограничения увеличения расходов были разработаны подходы к формированию расходной части районного бюджета с учетом ряда мер по оптимизации расходов, определенных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Промышленновского района.
На постоянной основе осуществляется мобилизация дополнительных доходов в районный бюджет в рамках штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики Промышленновского района. В 2013 году проведено около 30 заседаний штаба по финансовому мониторингу с участием свыше 150 предприятий. В результате деятельности штабов погашена задолженность по платежам во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды в сумме 33,2 млн. рублей.
В Промышленновском районе на постоянной основе проводится работа по расширению налогооблагаемой базы за счет постановки на налоговый учет объектов капитального строительства, земельных участков, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нарушением налогового законодательства, выявлению и повышению налогового потенциала Промышленновского района. За 2010 - 2013 годы выявлено и поставлено на налоговый учет более 600 земельных участков и около 200 объектов капитального строительства. В настоящее время продолжается совместная работа органов местного самоуправления, налоговых органов и органов кадастрового учета в рамках плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании местных бюджетов Промышленновского района на 2013 - 2014 годы.
В Промышленновском районе ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных налоговых льгот в соответствии с Порядком и Методикой оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Кемеровской области, утвержденных распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 № 1213-р. В целях оптимизации льгот по местным налогам рекомендовано поселениям ввести льготы, которые имеют социальный эффект (одиноко проживающим пенсионерам по старости в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, ветеранам Великой Отечественной войны, детям-сиротам). За год выпадающие доходы по льготным категориям составляют около 300 тыс. руб.
В Промышленновском районе для расширения налогооблагаемой базы ведется системная работа по улучшению инвестиционного климата. Постановлением администрации Промышленновского района от 10.10.2011 № 1298-П утверждена муниципальная программа "Повышение инвестиционной привлекательности Промышленновского района", ежегодно утверждаются реестры инвестиционных площадок и инвестиционных проектов, реализуемых на территории Промышленновского района.
Сформирована эффективная и стабильно функционирующая система межбюджетных отношений, предусматривающая распределение всех форм межбюджетных трансфертов из районного бюджета Промышленновского района на основе формализованных методик, утвержденных соответствующими нормативными правовыми актами.
С учетом принятых мер по оказанию бюджетам поселений в полном объеме финансовой поддержки, а также осуществления контроля за исполнением бюджетов поселений обеспечены сбалансированность и отсутствие просроченной кредиторской задолженности бюджетов поселений.
В 2008 году (с внесением изменений в 2009, 2011 гг.) был разработан и принят Порядок принятия решения о разработке муниципальных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, утвержденный постановлением администрации Промышленновского района от 18.12.2008 № 84, в котором впервые было дано понятие бюджетной эффективности реализации муниципальных долгосрочных целевых программ. Ведомственные целевые программы утверждены приказами субъектов бюджетного планирования в соответствии с постановлением администрации Промышленновского района от 23.11.2007 № 65 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении, реализации и контроле за реализацией ведомственных целевых программ".
Для обеспечения оценки результатов эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ разработаны целевые индикаторы, то есть количественные показатели эффективности реализации целевой программы, отражающие степень достижения цели и решения задач целевой программы. Проведенный на основании индикативных показателей сравнительный анализ отражает влияние программ на уровень социально-экономического развития Промышленновского района, позволяет своевременно корректировать механизм реализации программ, уточнять основные целевые показатели. На основании представленных данных разработчиками долгосрочных и ведомственных целевых программ, проводится анализ эффективности результатов реализации программ, анализы размещены в сети Интернет на сайте Промышленновского района.
В 2010 - 2013 годах была проведена реформа системы оказания муниципальных услуг.
Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ) стал основополагающим документом для установления правового статуса муниципальных учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.
В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки к реализации Федерального закона № 83-ФЗ было принято постановление Коллегии администрации Промышленновского района от 30.07.2010 № 60 "Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений Промышленновского района".
Создана нормативная правовая база, позволившая повысить эффективность предоставления муниципальных услуг и оптимизировать функции муниципального управления.
За период с 2010 по 2013 год осуществлены меры, обеспечивающие развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг организациями муниципального сектора и сектора муниципального управления.
Графики проведения открытых торгов (открытых конкурсов и открытых аукционов в электронной форме) утверждались соответствующими постановлениями администрации Промышленновского района.
Главными распорядителями средств районного бюджета Промышленновского района были сформированы и опубликованы планы муниципальных закупок.
Планы-графики размещения заказов публиковались на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Главными распорядителями средств районного бюджета Промышленновского района осуществлялся контроль за выполнением графика размещения заказов.
II. Цель, задачи и условия реализации Программы
Наряду с поступательным развитием правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в Промышленновском районе и в стране в целом к настоящему времени еще не завершен.
Все мероприятия в рамках Программ были реализованы, но сохраняется ряд недостатков и ограничений, в том числе:
на практике не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным планированием;
недостаточно активно внедряются способы оптимизации бюджетных расходов;
недостаточная самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления городского и сельских поселений при осуществлении своих расходных бюджетных полномочий;
низкая заинтересованность городского и сельских поселений в наращивании собственной налоговой базы.
Характерной чертой бюджетной политики на современном этапе является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. В этом направлении необходимо повысить эффективность муниципального управления, обеспечить выполнение расходных обязательств в полном объеме и решить приоритетные задачи социально-экономического развития Промышленновского района в условиях ограниченности ресурсов.
Целью Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Промышленновского района, повышение качества управления муниципальными финансами Промышленновского района.
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, озвученных Президентом и Правительством Российской Федерации, достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения задач Программы:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости районного бюджета Промышленновского района;
модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления;
выявление и сокращение малоэффективных, неприоритетных бюджетных расходов;
повышение функциональной эффективности бюджетных расходов;
повышение операционной эффективности деятельности главных распорядителей средств бюджета Промышленновского района и муниципальных учреждений;
обеспечение открытости и прозрачности финансов.
Программа определяет общие механизмы реализации установленных целей и задач, достижения результатов мероприятий муниципальных программ Промышленновского района.
III. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности районного бюджета
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении бюджетных и долговых обязательств Промышленновского района являются основными целями бюджетной, налоговой и долговой политики Промышленновского района.
Стратегией социально-экономического развития Промышленновского района на период до 2025 года определены основные подходы к реализации долгосрочных приоритетов бюджетной и налоговой политики Промышленновского района.
Основными инструментами достижения целей муниципальной политики Промышленновского района, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования являются муниципальные программы Промышленновского района.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости районного бюджета Промышленновского района необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям.
1. Проведение эффективной налоговой политики
и политики в области доходов
Политика в области формирования и администрирования доходов районного бюджета Промышленновского района направлена на включение механизмов эффективного использования финансово-ресурсного потенциала, стимулирование экономического роста, поддержку инвестиционной деятельности и предпринимательской активности, повышение стабильности условий ведения бизнеса.
Решение задач и достижение целей будет осуществляться в рамках реализации муниципальной программы Промышленновского района "Управление муниципальными финансами в Промышленновском районе", утвержденной постановлением администрации Промышленновского района от 25.02.2013 № 6, одним из направлений которой является проведение эффективной налоговой политики и политики в области доходов.
Муниципальная налоговая политика будет направлена на дальнейшее расширение налоговой базы и достижение устойчивой положительной динамики поступлений налогов путем:
совершенствования нормативной правовой базы по вопросам налогообложения;
совершенствования имущественного налогообложения;
мониторинга уровня собираемости налогов, снижения недоимки по налогам и сборам;
реструктуризации задолженности по платежам в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации. При принятии на федеральном уровне соответствующих нормативных актов возобновить проведение реструктуризации задолженности на уровне Промышленновского района.
Крайне важными являются вопросы налогового администрирования доходов, в которых основная роль отводится органам Федеральной налоговой службы России. Повышение качества налогового администрирования местных налогов в значительной степени зависит от эффективности взаимодействия территориальных органов Федеральной налоговой службы России с органами местного самоуправления Промышленновского района.
В области формирования и администрирования доходов районного бюджета Промышленновского района основное внимание уделяется:
развитию налогового потенциала;
достоверности планирования доходов районного бюджета Промышленновского района;
повышению эффективности мероприятий по управлению и использованию имущественного и земельного комплекса.
С учетом этого в рамках Программы представляется необходимым реализовать меры, позволяющие обеспечить эффективное использование доходов районного бюджета Промышленновского района и их направление на решение поставленных задач, в том числе:
обеспечение благоприятного климата для привлечения инвестиций, создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы, обеспечение занятости трудоспособного населения;
проведение оценки и анализа причин отклонений утвержденных на соответствующий финансовый год доходов бюджета от фактических параметров;
обеспечение актуализации перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования;
проведение проверок использования и распоряжения имуществом Промышленновского района, находящимся в оперативном управлении муниципальных учреждений, выявление и изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;
проведение комплекса мероприятий по упорядочению землепользования, пересмотру ставок (размеров) арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, с целью обеспечения максимального соответствия размеров земельных платежей рыночному уровню;
обеспечение высокого уровня информированности налогоплательщиков в части исполнения ими обязанности по уплате налогов и продолжение работы в рамках штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики Промышленновского района.
2. Развитие муниципальных программ как основного
инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
Развитие программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по повышению эффективности бюджетных расходов в Промышленновском районе. Такая ситуация обусловлена необходимостью формирования устойчивой связи между осуществляемыми расходами и планируемыми результатами, что является ключевой целью всей идеологии реформирования общественных финансов на протяжении последних десяти лет.
Переход к "программному" бюджету - это не столько принятие муниципальных программ Промышленновского района и программный формат расходов, сколько изменение идеологии формирования, исполнения и контроля. От "чего израсходовано" до "чего достигли".
В рамках перехода на "программный" бюджет были разработаны и приняты следующие правовые акты:
решение Совета народных депутатов Промышленновского района от 17.10.2013 № 7 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Промышленновского района", в новой редакции;
постановление администрации Промышленновского района от 23.08.2013 № 1402-П "Об утверждении Перечня муниципальных программ, реализуемых за счет средств районного бюджета";
постановление администрации Промышленновского района от 15.08.2013 № 1362-П "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, реализуемых за счет средств районного бюджета";
двадцать два постановления администрации Промышленновского района об утверждении муниципальных программ администрации Промышленновского района.
В 2014 году расходы бюджета Промышленновского района в рамках муниципальных программ Промышленновского района составляют 98 процентов. Наличие муниципальных программ Промышленновского района делает информацию о расходах районного бюджета Промышленновского района более подробной и обоснованной.
Разработанные муниципальные программы Промышленновского района направлены на поступательное развитие агропромышленного комплекса, коммунальной и транспортной инфраструктуры, обеспечение населения Промышленновского района жильем. Приоритетное место среди них занимает социальная сфера.
Социальный аспект имеют муниципальные программы Промышленновского района, направленные на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения, поддержку молодежи.
Поскольку муниципальные программы Промышленновского района становятся важнейшим инструментом эффективного расходования бюджетных средств и достижения запланированных целевых показателей, разработана единая методика ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ Промышленновского района.
В рамках проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Промышленновского района будет осуществляться контроль за их выполнением, а также приниматься решения о дальнейшей их реализации.
3. Формирование расходных обязательств
с учетом их оптимизации и повышения эффективности
В рамках выполнения поставленной задачи по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить:
формирование "программного" бюджета на основе муниципальных программ Промышленновского района;
проведение оценки бюджетной эффективности реализации муниципальных программ Промышленновского района с последующей оптимизацией расходов районного бюджета Промышленновского района по результатам проведенной оценки;
оптимизацию расходов в соответствии с "дорожными картами" изменений в отраслях социальной сферы Промышленновского района, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети муниципальных учреждений Промышленновского района;
повышение адресности социальной поддержки граждан;
формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.
Основная цель оптимизации бюджетных расходов - создание стимулов к ответственному управлению финансовыми ресурсами и повышению качества предоставления муниципальных услуг (выполнения работ).
В рамках данной задачи будет продолжено проведение курса бюджетной политики, выстроенной на принципах ответственности и предсказуемости. Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов районного бюджета Промышленновского района требует выявления резервов и их перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.
В целях создания условий для своевременного и эффективного использования средств, продолжится применение правил, в числе которых - наличие проектной (сметной) документации, положительного заключения экспертизы на объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Четкая приоритизация расходов районного бюджета Промышленновского района будет направлена на изменение структуры бюджетных расходов в пользу расходов, направленных на развитие Промышленновского района, с четким определением объемов бюджетного финансирования, необходимых для достижения конкретных, количественно определенных целей муниципальной социально-экономической политики Промышленновского района.
Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
повышения объективности и качества бюджетного планирования;
повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
участия, исходя из возможностей районного бюджета Промышленновского района, в реализации государственных программ Кемеровской области и мероприятий, софинансируемых из областного бюджета;
повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета Промышленновского района.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) главных распорядителей средств районного бюджета Промышленновского района.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств районного бюджета Промышленновского района, в процессе формирования проекта районного бюджета Промышленновского района, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к разработке муниципальных программ Промышленновского района, исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований районного бюджета Промышленновского района, согласно утвержденному порядку о методике планирования бюджетных ассигнований районного бюджета Промышленновского района.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать возможность непосредственной "увязки" соответствующих бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
Одним из основных направлений бюджетных расходов будет являться обеспечение мероприятий по исполнению "программных" указов Президента Российской Федерации 2012 года, так как в них обозначены основные направления развития Промышленновского района на ближайшие годы.
В качестве приоритетных, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 594 - 606 задач, определены следующие направления расходов:
В сфере образования - обеспечение доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Промышленновского района.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования, создание равных возможностей для получения современного качественного образования;
совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей и молодежи, обеспечение условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации;
создание необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Безусловным приоритетом будет являться решение задач по поэтапному повышению оплаты труда работников в отрасли образования.
В сфере здравоохранения - совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему доступной и качественной медицинской помощи.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение оказания медицинской помощи и предоставление услуг в сфере здравоохранения;
обеспечение профилактики и развития медико-санитарной помощи;
повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.
В сфере культуры и национальной политики - сохранение культурного потенциала и культурного наследия, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.
В сфере социальной политики - повышение эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания населения.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства - развитие жилищной и социальной инфраструктуры, создание условий для приведения жилищно-коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения, создание условий для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, обеспечению устойчивого функционирования и развития инфраструктуры жизнеобеспечения населения и экономики Промышленновского района.
4. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом № 83-ФЗ.
Основные проблемы, с которыми столкнулись муниципальные учреждения в процессе своей деятельности, состоят из вопросов, возникших в целом в Российской Федерации:
сложность объективного сопоставления затрат учреждений и оценка эффективности их деятельности при применении подхода "одно учреждение - одна услуга" (в данной ситуации применимы только индивидуальные нормативы, которые непригодны для анализа и сопоставления эффективности деятельности учреждений);
различия в подходах к определению однотипных услуг, включенных в ведомственные перечни, при которых одинаковые по сути услуги имеют различные наименования, а наименования и детализация отдельных услуг не соответствуют базовым (отраслевым) перечням услуг (работ);
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет;
отсутствие методик и опыта определения единых нормативов;
несовершенство нормативно-правовой базы и ограниченность практики формирования бюджетов с учетом показателей муниципальных заданий.
Основные направления перспектив реализации Федерального закона № 83-ФЗ были обозначены в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 года о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах.
Первое - законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня муниципальных услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура и других. Учредители учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать муниципальные задания для подведомственных учреждений.
Второе - создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание муниципальной услуги.
Третье - включение основных параметров муниципального задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ Промышленновского района.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих задач:
1. Использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее - муниципальное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ Промышленновского района и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах.
Сводные показатели муниципальных заданий должны быть включены в состав муниципальных программ Промышленновского района, в рамках которых осуществляется организация оказания этих услуг, а параметры муниципальных заданий должны формироваться в соответствии с целями и результатами соответствующих муниципальных программ Промышленновского района.
2. Формирование единого регистра услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, который должен стать основанием для формирования ведомственного перечня муниципальных услуг.
На основе ведомственного перечня, утвержденного главным распорядителем средств районного бюджета Промышленновского района, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, должно формироваться муниципальное задание.
Муниципальные задания на основе единого регистра муниципальных услуг предлагается формировать, начиная с 2015 года.
3. Переход к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом отраслевой специфики) при финансовом обеспечении учреждений (планируется с 2015 года). Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а, следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
4. Расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций.
5. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
6. Совершенствование оплаты труда работников с учетом принципов "эффективного контракта".
Внедрение в учреждениях системы оплаты труда работников, направленной на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда - это установление жесткой взаимоувязки "стоимость услуги - качество услуги" с применением принципа "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Для выполнения этой задачи в 2014 году началась работа по внедрению "эффективного контракта", который должен стать действенным механизмом взаимодействия "учредитель - учреждение".
Были внесены изменения в положения об оплате труда, установлены показатели, критерии оценки деятельности, условия и размеры стимулирующих выплат руководителей и работников учреждений, началась работа по заключению "эффективных контрактов" с руководителями и работниками учреждений.
Для установления зависимости выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных учреждений приняты порядки об утверждении целевых показателей эффективности деятельности руководителей и положение о выплатах стимулирующего характера.
Одним из направлений совершенствования сферы оказания муниципальных услуг в Промышленновском районе является организация их предоставления в многофункциональном центре предоставления муниципальных услуг (далее - МФЦ).
Предоставление муниципальных услуг в многофункциональном центре осуществляется по принципу "одного окна", в соответствии с которым услуги предоставляются после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами местного самоуправления осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя согласно нормативным правовым актам и соглашениям о взаимодействии.
В целях предоставления заявителям возможности обращения за получением широкого круга услуг по принципу "одного окна" в период до 2018 года необходимо проведение мероприятий по дальнейшему развитию системы МФЦ, в том числе расширению перечня муниципальных услуг, предоставляемых на базе многофункционального центра.
По-прежнему актуальной остается задача оптимизации сети муниципальных учреждений Промышленновского района. Планируемая реорганизация учреждений будет ориентирована на эффективное оказание муниципальных услуг населению Промышленновского района. Высвобождаемые при этом средства будут направляться на финансирование социально-экономических приоритетов Промышленновского района.
В целях реализации этой задачи решения о реорганизации, изменении типа или ликвидации учреждений будут приниматься исключительно на основе анализа основных видов деятельности учреждений, определенных учредительными документами, оценки объема и содержания оказываемых муниципальных услуг, наличия конкурентной среды.
В отношении сети муниципальных учреждений Промышленновского района должны быть созданы условия для стимулирования оптимизации ее структуры (сети).
Одно из приоритетных в ближайшей перспективе направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов связано с развитием контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Промышленновского района.
Основным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
С 1 января 2014 года вступил в силу Закон о контрактной системе, согласно которому произошли значительные изменения правил осуществления закупок для муниципальных нужд. Поправки затрагивают как деятельность заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников закупок. Закон о контрактной системе будет регулировать закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности.
При этом целесообразность осуществления муниципальных закупок должна быть увязана с целями и задачами реализации муниципальных программ Промышленновского района, планы-графики закупок увязаны с планами реализации муниципальных программ Промышленновского района, а в контрактах на оказание услуг или закупку товаров для муниципальных нужд должны указываться результаты соответствующих мероприятий муниципальных программ Промышленновского района.
В 2014 году планируется разработать и установить правила нормирования в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд Промышленновского района в соответствии с общими правилами нормирования в сфере закупок, установленными Правительством Российской Федерации. В течение 2014 года на муниципальном уровне планируется утвердить порядки формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок для обеспечения нужд Промышленновского района на очередной финансовый год и плановый период.
Законом о контрактной системе расширяется круг участников в сфере закупок. При предоставлении автономным учреждениям и унитарным предприятиям субсидий из бюджета Промышленновского района (на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности) при осуществлении закупок у них возникнет обязанность применять положения Закона о контрактной системе, которая позволит обеспечить гласность и прозрачность, повысить эффективность осуществления таких закупок.
5. Повышение эффективности формирования, предоставления
и распределения межбюджетных трансфертов, обеспечение
устойчивости и сбалансированности бюджетов поселений
Межбюджетные трансферты ежегодно предусматриваются в районном бюджете Промышленновского района. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов и совершенствования подходов к их распределению.
Основными принципами и среднесрочными целевыми ориентирами политики в сфере межбюджетных отношений в части предоставления финансовой помощи бюджетам поселений будут повышение роли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме межбюджетных трансфертов с целью повышения самостоятельности органов местного самоуправления поселений и их ответственности за результаты деятельности, совершенствование предоставления целевых межбюджетных трансфертов. Законодательно запрещено снижение уровней выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных бюджетов.
В части предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений должна быть продолжена работа по повышению эффективности предоставления и использования этих средств. Единые принципы софинансирования, как доказавшие свою эффективность на практике, предполагается сохранить.
В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по совершенствованию системы распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, эффективному предоставлению дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений и бюджетных кредитов.
Важная роль будет отведена оказанию методологической помощи по вопросам организации бюджетного процесса в городском и сельских поселениях, повышению квалификации сотрудников финансовых органов поселений, осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля.
6. Ответственная долговая политика
Одной из основных задач в реализации ответственной долговой политики является поддержание безопасного уровня муниципального долга Промышленновского района.
Осуществление муниципальных заимствований является одним из источников сбалансированности районного бюджета. Долговая политика Промышленновского района будет зависеть от формирования собственных доходов районного бюджета Промышленновского района, а также расходных обязательств Промышленновского района, при соблюдении установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничений по дефициту и муниципальному долгу.
В предстоящем периоде управление муниципальным долгом будет направлено на обеспечение приемлемого и экономически безопасного объема муниципального долга Промышленновского района, минимизацию стоимости обслуживания долговых обязательств и недопущение просроченной задолженности по долговым обязательствам Промышленновского района.
В целом политика муниципальных заимствований будет исходить из необходимости поддержания объема муниципального долга Промышленновского района на экономически безопасном уровне. Такой подход обеспечит устойчивость районного бюджета Промышленновского района.
7. Развитие системы муниципального финансового контроля
В условиях перехода к "программному" бюджету происходит изменение функций и задач органов муниципального финансового контроля Промышленновского района. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками на контроль за результатами, которые приносит их использование.
Бюджетным кодексом Российской Федерации с 4 августа 2013 года определена сфера муниципального финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" муниципального финансового контроля.
К полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля отнесен контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ.
В Промышленновском районе приняты необходимые нормативные правовые акты по вопросам осуществления муниципального финансового контроля.
Внутренний муниципальный финансовый контроль в части контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ Промышленновского района, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий, осуществляет сектор по ревизионной работе администрации Промышленновского района.
Переход к "программному" бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением муниципальных программ Промышленновского района, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта решения Совета народных депутатов Промышленновского района о районном бюджете Промышленновского района, но и на всем "жизненном цикле" муниципальных программ Промышленновского района - при их разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке эффективности.
Аудит эффективности предполагает анализ достижения запланированных результатов и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению. Аудит эффективности призван дать оценку эффективности деятельности главных распорядителей средств районного бюджета Промышленновского района и органов местного самоуправления поселений, с точки зрения результативности выполнения мероприятий муниципальных программ Промышленновского района, а также достижения конечных целей и задач муниципальных программ Промышленновского района в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сектор по ревизионной работе администрации Промышленновского района осуществляет контроль в сфере закупок для муниципальных нужд.
В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ Промышленновского района.
Для реализации новых подходов в целом к деятельности органов, осуществляющих внутренний муниципальный финансовый контроль, основанных на принципах сбалансированности контрольной деятельности, в условиях расширения функционала данных органов необходимо:
руководствоваться единой федеральной методикой осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
внедрить ориентированное планирование контрольной деятельности с определением приоритетности предметов и объектов контроля, направлений использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений, осуществлением взаимоувязки планов контрольной деятельности органов муниципального финансового контроля;
провести анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и подготовить предложения по совершенствованию осуществления ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
IV. Обеспечение открытости
и прозрачности муниципальных финансов
В Промышленновском районе большое внимание в процессе совершенствования бюджетного процесса уделяется развитию важного принципа бюджетной системы Российской Федерации - прозрачности (открытости).
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления Промышленновского района, принимающих участие в подготовке, исполнении районного бюджета Промышленновского района и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
В настоящее время на информационных ресурсах широко представлены решения Совета народных депутатов Промышленновского района о районном бюджете Промышленновского района, отчете об исполнении районного бюджета Промышленновского района, нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетный процесс в Промышленновском районе.
На официальном сайте Промышленновского района ведется рубрика "Бюджет для граждан", где своевременно размещается информация об исполнении районного бюджета Промышленновского района.
В целях информирования общественности, выявления общественного мнения и осуществления взаимодействия органов местного самоуправления Промышленновского района с общественностью, регулярно проводятся публичные слушания по проектам решений Совета народных депутатов Промышленновского района о районном бюджете Промышленновского района и отчете об исполнении районного бюджета Промышленновского района.
Повышению уровня прозрачности и открытости общественных финансов в значительной степени способствует переход к формированию районного бюджета Промышленновского района на программной основе.
В связи с этим необходимо обеспечить публичность процесса управления муниципальными финансами, а также открытость и доступность информации о планировании и расходовании бюджетных средств. Цели бюджетной политики должны представляться в понятной и доступной для граждан форме.
Повышение финансовой прозрачности органов местного самоуправления Промышленновского района необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия муниципальных управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами Промышленновского района.
------------------------------------------------------------------