Решение Совета народных депутатов Яйского муниципального района от 26.09.2014 N 49 "Об утверждении положения "О добровольных народных дружинах в Яйском муниципальном районе"
СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ЯЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. № 49
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ "О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ
ДРУЖИНАХ В ЯЙСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ"
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Указом Президента РФ от 18.09.1993 № 1390 "О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации", 26 Устава Яйского муниципального района, в целях обеспечения правопорядка на улицах и других общественных местах района, с учетом требований граждан об обеспечении реальной защиты их прав и личной безопасности, Совет народных депутатов Яйского муниципального района решил:
1. Утвердить Положение "О добровольных народных дружинах в Яйском муниципальном районе" согласно приложению к настоящему решению.
2. Рекомендовать главам городского и сельских поселений Яйского муниципального района разработать и утвердить муниципальные правовые акты, определяющие порядок участия жителей на соответствующих территориях в осуществлении охраны общественного порядка.
3. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Настоящее решение опубликовать в газете "Наше время" и на сайте администрации Яйского муниципального района.
5. Контроль за исполнением решения возложить на председателя комитета по законности и правопорядку (А.И.Михеева).
Председатель
Совета народных депутатов
Яйского муниципального района
С.А.ИКОННИКОВ
Глава Яйского
муниципального района
Д.В.ИНОЗЕМЦЕВ
Приложение
к решению
Совета народных депутатов
Яйского муниципального района
от 26 сентября 2014 г. № 49
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ
ЯЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
I. Общие положения
Народная дружина является добровольным объединением граждан, создаваемым в целях оказания содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка на территории Яйского муниципального района.
Правовое регулирование деятельности народных дружин на территории Яйского муниципального района осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области, нормативными правовыми актами Яйского муниципального района, изданных в пределах их полномочий, а также настоящим Положением.
Деятельность народных дружин Яйского муниципального района основывается на принципах законности, гуманности, добровольности, уважения личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Противодействие законной деятельности народных дружинников, посягательство на жизнь, здоровье и достоинство в связи с их деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за деятельностью народных дружин осуществляет администрация Яйского муниципального образования и территориальный отдел полиции "Яя" межмуниципального отдела МВД России г. Анжеро-Судженска.
II. Задачи и формы деятельности народных дружин
1. Основными задачами народной дружины являются:
1.1. Содействие правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений и правонарушений, защите законных прав и интересов граждан.
1.2. Участие совместно с сотрудниками полиции в выявлении и пресечении хулиганских действий, фактов распития пива в общественных местах, нарушений антиалкогольного, антинаркотического, антитабачного законодательства, правил розничной торговли, преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан, в сфере экономики, игорного бизнеса, иных противоправных действий.
1.3. Участие в:
- оперативно-профилактических мероприятиях по предупреждению и пресечению беспризорности и безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, в индивидуальной профилактической работе с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних детей, допускающих правонарушения;
- обеспечении безопасности дорожного движения, предупреждении дорожно-транспортных происшествий;
- проведении мероприятий по охране и защите природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства.
1.4. Принятие неотложных мер по оказанию помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии, спасению людей, имущества и поддержании общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
2. Основными формами деятельности народной дружины являются:
2.1. Патрулирование и выставление постов народных дружинников совместно с сотрудниками органов внутренних дел на закрепленных за ними территориях и обслуживаемых участках в соответствии с утвержденными планами и графиками совместной работы, а также оперативной обстановкой подведомственной территории.
2.2. Дежурство народных дружинников для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий.
2.3. Участие в:
проведении мероприятий подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и опеки, соответствующих комиссий органов местного самоуправления по выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Индивидуальная профилактическая работа с подростками, склонными к совершению противоправных действий;
мероприятиях по предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, проводимых правоохранительными органами;
проведении индивидуальной профилактической работы с правонарушителями, разъяснение требований законодательства по обеспечению правопорядка.
В своей деятельности по оказанию помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления и правоохранительным органам народная дружина может применять иные формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
3. Народная дружина решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с администрацией Яйского муниципального района, правоохранительными органами, органами территориального самоуправления, администрациями и трудовыми коллективами организаций, общественными объединениями.
III. Структура народных дружин
1. Народные дружины Яйского муниципального района создаются в сельских, городских поселениях, а также на предприятиях, в организациях и учреждениях по инициативе не менее пяти человек.
Решение о создании народной дружины оформляется протоколом собрания лиц, изъявивших желание создать народную дружину и участвовать в ее деятельности. Собранием избирается командир дружины и его заместитель, которые представляют документы о создании дружины в администрацию и органы внутренних дел.
Создание, реорганизация и упразднение народных дружин утверждается решением главы администрации муниципального образования по согласованию с районным отделом внутренних дел.
2. В народных дружинах запрещается создание и деятельность структур политических партий или движений, а равно деятельность народных дружин и их структурных подразделений в интересах отдельных политических партий и движений.
3. В своей деятельности дружины руководствуются настоящим Положением. Непосредственное руководство народными дружинами осуществляет штаб народных дружин муниципального образования, возглавляемый начальником.
4. Штаб создается и упраздняется решением главы администрации муниципального образования.
4.1. Начальник штаба - заместитель главы администрации муниципального образования, назначается и освобождается от должности распоряжением главы администрации муниципального образования. Начальник штаба народных дружин осуществляет руководство деятельностью народных дружин на основе единоначалия.
4.2. Должностные обязанности, права и ответственность начальника штаба народных дружин определяются должностными инструкциями, утверждаемыми главой администрации муниципального образования и настоящим Положением.
5. Начальник штаба народных дружин обязан:
- планировать работу дружин, контролировать их деятельность, вести учет результатов работы дружин, готовить для обсуждения на собраниях дружинников вопросы организации деятельности дружин;
- ежеквартально представлять отчет о деятельности штаба и народных дружин администрации муниципального образования и районный отдел внутренних дел;
- принимать меры к совершенствованию материально-технического обеспечения деятельности народных дружин;
- ходатайствовать перед администрацией муниципального образования, правоохранительными органами, администрациями поселений, руководителями предприятий, организациями о поощрении наиболее отличившихся дружинников.
6. В штаб народных дружин входят:
- заместитель начальника штаба - заместитель начальника полиции курирующий направление охраны общественного порядка территориального органа внутренних дел (по согласованию);
- представители иных заинтересованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, территориальных органов общественного самоуправления;
- наиболее подготовленные командиры дружин.
Состав штаба народных дружин утверждается главой администрации муниципального образования по согласованию с отделом внутренних дел.
7. Решения штаба народных дружин муниципального образования оформляются распоряжениями начальника штаба, которые обязательны для выполнения всеми народными дружинниками Яйского муниципального района.
8. Штаб народных дружин муниципального образования:
- планирует и проводит организационную работу по созданию дружин и совершенствованию их деятельности;
- ведет учет дружинников народных дружин, оформляет и выдает удостоверения дружинника;
- принимает участие в разработке и осуществлении дружинами мероприятий по предупреждению правонарушений;
- координирует и проверяет деятельность дружин, принимает меры к устранению выявленных нарушений;
- организует изучение дружинниками законодательства Российской Федерации и Кемеровской области по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, проведение занятий по физической подготовке дружинников, обучению их формам и методам борьбы с правонарушениями;
- готовит отчеты о работе штаба и народных дружин администрации муниципального образования;
- разрабатывает меры по совершенствованию материально-технического обеспечения деятельности народных дружин.
IV. Порядок формирования народных дружин
1. В народные дружины принимаются в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, проживающие на территории Кемеровской области, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности народных дружин, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.
2. В народных дружинах не могут состоять граждане:
а) имеющие неснятую или не погашенную судимость;
б) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
в) ранее осужденные за умышленные преступления;
г) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
д) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
е) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
ж) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
з) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
и) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
3. Гражданин, изъявивший желание быть принятым в народную дружину, представляет командиру народной дружины (в штаб народных дружин муниципального образования) личное письменное заявление (приложение 1), заполняет необходимые учетные документы по установленной форме.
Для вступления в добровольные народные дружины представляются следующие документы:
- заявление о приеме в члены ДНД подается начальнику штаба ДНД.
Поступившее заявление передается начальнику отдела полиции "Яя" межмуниципального отдела МВД России г. Анжеро-Судженска. После этого начальником отдела полиции организуется проведение соответствующей проверки личности кандидата, его образа жизни и поведения, сбор необходимых характеризующих материалов. В зависимости от собранных материалов начальник отделения полиции согласовывает прием кандидата в члены ДНД либо отказывает в согласовании.
В случае согласования кандидата, начальником штаба ДНД издается распоряжение о приеме кандидата в члены ДНД.
Лица, принятые в добровольные народные дружины, дают письменное обязательство о добросовестном исполнении функций, возложенных на дружинника (приложение 2).
С гражданами, принятыми в члены ДНД, организуется изучение настоящего Положения, законов и иных нормативных правовых актов, имеющих отношение к деятельности ДНД по осуществлению охраны общественного порядка.
Штаб народной дружины муниципального образования, может устанавливать гражданину испытательный срок продолжительностью до трех месяцев.
В период прохождения испытательного срока кандидат в народную дружину проходит правовую и специальную подготовку, принимает участие в отдельных мероприятиях по охране общественного порядка.
5. Гражданину, принятому в народную дружину выдается удостоверение установленного образца, подтверждающее его правовой статус, форма и образец удостоверения утверждаются главой администрации муниципального образования и территориальным органом внутренних дел.
Удостоверение дружинника выдается на один год с последующим продлением срока действия.
Удостоверение дружинника подлежит изъятию в случае его выбытия (отчисления) из народной дружины.
6. В целях повышения эффективности работы народных дружин муниципального образования, обеспечения контроля за подготовкой дружинников и выполнением ими своих обязанностей ежегодно по решению штаба может проводиться аттестация народных дружинников. Порядок и сроки проведения аттестации определяются штабом народных дружин муниципального образования и утверждаются главой администрации муниципального образования по согласованию с соответствующим органом внутренних дел.
7. Гражданин может быть отчислен из народной дружины по следующим основаниям:
7.1. личное заявление;
7.2. при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 2 раздела IV настоящего Положения и иным дискредитирующим обстоятельствам;
7.3. при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействий, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединение, религиозных и иных организаций;
7.4. в связи с неоднократным невыполнением обязанностей, либо фактическим самоустранением от участия в деятельности народной дружины;
7.5. в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
8. Народные дружинники при исполнении возложенных на них настоящим Положением задач должны иметь при себе удостоверение дружинника, установленного образца и нарукавную повязку.
По решению главы администрации муниципального образования и за счет средств местного бюджета народные дружинники могут обеспечиваться форменной одеждой.
V. Права и обязанности народного дружинника
1. Народный дружинник, участвуя в обеспечении общественного порядка, обязан:
1.1. знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативно правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
1.2. при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
1.3. соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
1.4. принимать меры по предотвращению и пресечению преступлений;
1.5. выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
1.5. оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) иных навыков;
1.6. иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца;
1.7. знать права и обязанности народного дружинника, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, постоянно совершенствовать свои правовые знания, повышать уровень специальной и физической подготовки;
1.8. не разглашать оперативную и иную служебную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством.
2. Народный дружинник при исполнении им обязанностей по участию в обеспечении общественного порядка имеет право:
2.1. требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
2.2. принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
2.3. оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
2.4. применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка";
2.5. осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка";
2.6. народный дружинник вправе отказаться от исполнения возложенных на него обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что его жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
3. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее время или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
VI. Порядок осуществления взаимодействия
народных дружин с правоохранительными органами
при осуществлении деятельности по охране
общественного порядка и борьбе с преступностью
1. Штаб народных дружин и народные дружины организуют работу по обеспечению общественного порядка в тесном взаимодействии с территориальным отделом внутренних дел, администрацией муниципального образования, другими заинтересованными ведомствами.
2. Штаб народных дружин муниципального образования:
2.1. Обеспечивает повседневное оперативное взаимодействие с территориальным отделом внутренних дел муниципального образования по вопросам поддержания общественного порядка, предупреждения и пресечения правонарушений, создает необходимые условия для эффективного участия народных дружин в охране общественного порядка.
2.2. Совместно с территориальным отделом внутренних дел муниципального образования:
определяют объекты дежурств, посты и маршруты патрулирования народных дружинников, осуществляют календарное планирование дежурств дружинников, обеспечивают учет выходов на дежурство, порядок проведения инструктажей народных дружинников, заступающих на дежурство, ознакомление их с оперативной обстановкой;
направляют их на объекты, посты и маршруты патрулирования в соответствии с единой дислокацией, обеспечивают участие сотрудников полиции в качестве руководителей патрулей.
2.3. Обеспечивает по согласованию с территориальным отделом внутренних дел муниципального образования использование народными дружинниками на участковых пунктах полиции необходимых помещений, средств телефонной связи на период дежурства по охране общественного порядка.
VII. Финансирование и материально-техническое
обеспечение деятельности народных дружин
1. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин может осуществляться за счет средств местных бюджетов и иных источников, в соответствии с действующим законодательством.
2. Органы местного самоуправления могут предоставлять народным дружинам в безвозмездное пользование помещения и технические средства на время, необходимое для осуществления их деятельности.
3. Органы местного самоуправления могут предоставлять народным дружинникам во время их исполнения обязанностей проездные билеты на общественный транспорт городского и пригородного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования.
3. Предприятия, организации, учреждения, на которых созданы народные дружины, либо представители которых входят в состав народных дружин муниципального образования, могут оказывать помощь в материально-техническом обеспечении деятельности народных дружин.
4. Глава администрации муниципального образования может поощрять своими правами дружинников, активно участвующих в борьбе с правонарушениями.
5. Руководители предприятий организаций и учреждений могут самостоятельно применять меры материального и морального поощрения дружинников, являющихся их работниками, (учащимися, студентами).
6. Народным дружинникам по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти суток.
7. Народным дружинникам может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.
8. Органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
VII. Ответственность народных дружинников
1. За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
2. Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава Яйского
муниципального района
Д.В.ИНОЗЕМЦЕВ
Начальник отдела полиции "Яя"
межмуниципального отдела
МВД России г. Анжеро-Судженска
В.В.ЛАПТЕВ
Приложение 1
Командиру народной дружины
____________ (начальнику штаба
народных дружин муниципального
образования _________________)
Заявление
Я, ___________________________________, ____ года рождения, проживающий
по адресу ________________, паспорт серия ____, номер ______, прошу принять
меня в народную дружину _______________________ (название дружины).
Даю обещание:
быть мужественным, бдительным и дисциплинированным дружинником, вести
непримиримую борьбу с нарушениями общественного порядка, строго соблюдать
законность Российской Федерации, Кемеровской области и нормативно-правовые
акты органов местного самоуправления.
Я обязуюсь честно и добросовестно выполнять все возложенные на меня
обязанности, самоотверженно защищать права и законные интересы граждан и
общества.
дата ________ подпись________
Приложение № 2
к Положению о добровольных
народных дружинах
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
добровольного народного дружинника
по охране общественного порядка
Я, _____________________________________________________________________,
добровольно вступая в члены добровольной народной дружины, обязуюсь честно и добросовестно относиться к выполнению обязанностей по охране общественного порядка и профилактике правонарушений; активно участвовать в работе по защите чести, достоинства, прав и законных интересов граждан; решительно принимать предусмотренные Законом меры к предупреждению и пресечению правонарушений; строго соблюдать принципы законности, быть вежливыми и внимательными в обращении с гражданами; добросовестно выполнять задания работников милиции, имеющие отношение к охране общественного порядка, предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере санитарного состояния, благоустройства города, торговли, строительства, земельных отношений и иных сферах; оказывать содействие работникам правоохранительных органов в осуществлении их законной деятельности по охране правопорядка, хранить ставшую известной мне по работе служебную тайну.
Я обязуюсь не использовать свое положение члена добровольной народной дружины во вред интересам общества и государства, для извлечения из него личных корыстных и иных интересов в ущерб общему делу обеспечения правопорядка в городе.
Я предупрежден о том, что при совершении мною деяния, предусмотренного нормами административного или уголовного права, я буду нести ответственность на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством.
___________________________
(личная подпись)
"___"______________ 20__ г.
Приложение № 3
к Положению о добровольных
народных дружинах
УДОСТОВЕРЕНИЕ
члена добровольной народной дружины
_______________________________________________________________________
лицевая сторона
УДОСТОВЕРЕНИЕ № _______
Фото Ф.И.О.
___________________________________________________________________________
(член добровольной народной дружины (ДНД)
Начальник ОМВД России __________________ Ф.И.О. _______________________
(подпись)
"__"__________ 20__ г.
_______________________________________________________________________
------------------------------------------------------------------